Загрузить еще

Востоковед Игорь Семиволос: Кризисы в Украине и Узбекистане имеют разную природу

Востоковед Игорь Семиволос: Кризисы в Украине и  Узбекистане имеют разную природу
Фото: KUN.UZ/Handout via REUTERS

В Узбекистане на фоне совсем уж неспокойного мира несколько дней бушевали массовые протесты. Основной их причиной называют поправки к Конституции, которые предполагали лишение Каракалпакстана автономного статуса. О том, как ситуация в этой стране повлияет на весь регион, чем грозит в дальнейшем и роли России и других мировых стран в Узбекистане, «КП в Украине» рассказал эксперт по Востоку, директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.

Появилась угроза этнического конфликта

- Игорь, что стало причиной волнений в Узбекистане?

Игорь Семиволос. Фото: facebook.com/igor.semyvolos

Игорь Семиволос. Фото: facebook.com/igor.semyvolos

- Логика действий узбекского руководства такова. На востоке страны есть около 40% территории, которая имеет неопределенный статус, с точки зрения Ташкента. И которая, по Конституции страны, абсолютно юридически законно может выйти из нее. Учитывая азиатскую ментальность, президент Шавкат Мирзиёев хочет увеличить количество лояльного населения на этих территориях и лишить их права на автономию, чтобы не допустить проявлений сепаратизма. Справедливости ради нужно отметить, что до этих событий сепаратизм не был характерен для Каракалпакии.

- А есть ли угроза этнического конфликта между узбеками и каракалпаками?

- Теперь уже есть, потому что значительную часть войск, которые принимали участие в подавлении волнений в Каракалпакии, составляют этнические узбеки. Они для этого были переведены из других регионов Узбекистана. Это то, что называется сегрегация (принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы. – Ред.). Подобные конфликты очень часто создают основания для сегрегации, когда национальные общества начинают ощущать отделенность друг от друга с ростом враждебных отношений.

- Как ситуация в Узбекистане повлияет на общую расстановку сил в регионе, в мировой геополитике?

- Она однозначно негативно повлияет в целом на обстановку в регионе. Узбекистан - это самая большая, с точки зрения численности, страна и экономически развитое государство Центральной Азии. И дестабилизация в государстве является очень тревожной.

Россия «делит» Узбекистан с Китаем и Турцией

- Ситуация в Узбекистане как-то повлияет на Украину? Там говорят о сепаратизме и у нас – тоже?

- Нет, это абсолютно разная природа событий. История возникновения Каракалпакии кардинально отличается от Донбасса, и не стоит их сравнивать. Политические процессы универсальные, но их причины и обстоятельства кризисов в Украине и Узбекистане кардинально отличаются друг от друга.

- Имеет ли к ситуации в Узбекистане отношение Россия?

- Россия весьма равнодушно отреагировала на эту ситуацию. В Москве сказали, что это внутреннее дело Узбекистана, и Россия не хочет вмешиваться в нее. Тут Москва делает вид, что они к этому не имеют отношения. Хотя сателлит Москвы Лукашенко, когда принимал президента Узбекистана Шавката Мирзиёева сказал, что следующее место, где стоит ожидать волнений и протестов, – это Узбекистан. Да и буквально пару дней назад Александр Лукашенко заявил, что новая стычка «в борьбе за передел мира» произойдет в Центральной Азии. В частности, он опять указал на Узбекистан, где начались массовые протесты.

- А в общем Россия имеет влияние на Узбекистан? Ведь он давно уже вышел из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданного Москвой?

- Россия сохранила свое влияние в Центральной Азии. Поэтому она также имеет возможность влиять на политику Узбекистана. Но если сравнить ситуацию с другими соседними странами, то узбеки проводят более самостоятельную политику, опираясь на свой экономический и людской потенциал. Они успешно выстраивают связи с другими большими игроками мировой политики, например, Китаем и Турцией. Вопрос с каракалпаками, с одной стороны, абсолютно внутренний, но он возник из-за внешних угроз. В условиях, когда Россия постоянно грозит всем своим соседям, в том числе и в Центральной Азии, можно предположить, что Россия попробует манипулировать сложившейся ситуацией в свою пользу.

- Президент Турции Эрдоган сейчас выстраивает «тюркский мир». Какое место в этом проекте занимает Узбекистан?

- В сравнении с предыдущими годами сейчас действительно Турция усилила свои действия на этом направлении. Узбекистан в этом занимает важное место, потому что турки делают ставку на него как одного из ключевых союзников в Центральной Азии.

- Исходя из этого можно сказать, что Россия теряет свое влияние в этом регионе?

- Нет. Скорее всего, можно говорить, что идет перераспределение влияния с новыми мировыми игроками, которые активно продвигают свои интересы.

Зарубежные СМИ

BBC:

- Как и узбеки, каракалпаки - тюркский народ, но лингвистически и культурно они ближе к казахам. Имели место факты межэтнических столкновений между каракалпаками и узбеками. Ситуация может полностью выйти из-под контроля. Речь пойдет не о статусе Каракалпакстана, а о конфликте между каракалпаками и узбеками. Это самое опасное.

Deutsche Welle:

 - Инициатива добавить в новую редакцию изменения статуса Каракалпакстана исходила от кого-то из окружения президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, чтобы упредить в Каракалпакстане возможность событий, происходящих в Донбассе. Но это желание подстелить соломку, чтобы не поскользнуться, обернулось выстрелом в собственную ногу, поскольку в Каракалпакстане нет никаких предпосылок для возникновения угрозы сепаратизма. Именно поэтому президент Узбекистана решил отказаться от этих поправок. Он понял, что это была глупость.

Справка Коротко про

Каракалпакстан занимает 40 процентов Узбекистана, в нем живет около двух миллионов человек. Кара-Калпакская автономная область образована в 1924 году. До 1930 года находилась в составе Казахской ССР. До 1936 года была подчинена РСФСР. В 1936-м включена в состав Узбекской ССР. В 1992 году ее преобразовали в республику Каракалпакстан. В 1993 году подписан межгосударственный договор на 20 лет о вхождении республики в Узбекистан. В нем закрепили право выхода Каракалпакстана путем проведения референдума.