Загрузить еще

За кулисами «Формулы-1» [ФОТО]

За кулисами «Формулы-1» [ФОТО]
Фото: Машины вылетали из боксов с неимоверной скоростью.

Валенсия, город с населением чуть более миллиона человек на юго-востоке Испании, ждала этого события около года. Ровно с того момента, когда было решено, что именно там на временной городской трассе впервые пройдет «Гран-при Европы». Местные власти немедля создали комиссию по строительству нового автодрома. И спустя несколько месяцев был уже готов проект. На сооружение трассы ушло больше полугода! В итоге прямо на побережье, на месте, где расположен старинный павильон рыбного рынка, вырос огромный комплекс из трибун на 100 тысяч зрителей с местами для VIP-персон, туристов и простых испанских болельщиков, с массой переходников, ступенек и мостиков. Там и состоялась «битва настоящих мужчин». Но обо всем лучше по порядку…  

Подвели лишь таксисты

За день до начала «Формулы-1» город атаковала армия болельщиков со всего мира, впрочем, как и самих испанцев из различных уголков страны (они с особым пиететом относятся к этому виду спорта, ведь там один из лидеров – их земляк, двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, в очной борьбе выигравший два чемпионата подряд у самого Красного Барона Михаэля Шумахера! – Авт.). На подступах к основному месту событий – трассе за несколько кварталов перекрыли движение. Хочешь попасть – топай пешком. Полицейские – «напряженно вежливые» и даже не пытаются выдавить улыбку для иностранца.  

Сами же валенсийцы вполне доброжелательны. Могут даже показать, куда идти, если заблудитесь в лабиринтах узких улочек. Правда, тут тоже возможен подвох – многие из них совсем не умеют изъясняться на английском, но при этом изображают, что вопрос понят. Поэтому могут отослать с легким сердцем совершенно не в ту сторону, куда вы держите путь. С нашей группой, к примеру, такое случалось довольно часто за несколько дней поездки.

Боксы смахивали на операционную - перед началом гонки машины осматривались до мелочей.

А поймать такси – вообще глухой номер. Казалось, что во всем городе существует лишь парочка авто под заказ. И то – они все заняты либо разъехались по домам отоспаться. Сиеста – сплошная спячка! Улицы практически пусты. Жизнь кипит лишь возле автодрома. Нам довелось полтора часа плестись вдоль дорог в поисках авто с заветными шашечками. Но тщетно. Спрятались от жары в каком-то колумбийском кафе, чтобы охладиться ледяным пивом и колой. И там застряли на два часа! И если бы не организаторы нашего тура, приславшие авто к месту «заточения», то пришлось бы наверняка там куковать до глубокой ночи.

Хотя в остальном чувствовалось, что Валенсия готовилась к гонкам, как к настоящему празднику. В крохотных магазинчиках можно было накупить зажигалок, магнитов и прочей дребедени по 4-8 евро с символикой Формулы-1.   
Сам же центр города оснастили специальными указателями и картами, по которым, если включить смекалку и отключить топографический кретинизм, вполне реально добраться до места действа.
 
Отель на колесах и операционная для авто

За день до основного состязания пилоты апробировали новую трассу. Но этому предшествовали испытания на прочность в гаражах, которые очень смахивали на операционную. Вместо пациента – авто, разобранное на детали. Вместо скальпеля – множество каких-то ключей, трубочек и прочих приспособлений. Врачей заменяют механики, менеджеры, инструкторы, пожарные, техники, заправщики. Это далеко не весь перечень, составляющий одну команду-участницу (напомним, что всего в гонках приняли участие 20 пилотов из десяти команд. – Авт.). Человеку, далекому от закулисной жизни гонок, вообще кажется, что Формула – государство в государстве. Свои законы. Свои правила. Свои запреты. Своя жизнь.

Благодаря компании ING, которая является партнером одной из самых успешных конюшен в истории Первой Формулы, команды ING Renault Sport, мы смогли пробраться в гаражи, где вовсю тестировали авто на предмет прочности и готовности к выступлению. Если честно, я никогда не думала, что автомобиль можно полностью разбирать на время, будто это не машина, а какой-то конструктор!      

За отдельной ширмой – компьютерный мини-зал. Сюда выводится вся информация о состоянии различных систем и узлов автомобиля. В смежном зале – эстакада. Возле нее тоже масса спецов в ярких комбинезонах. Кто-то пробирается к днищу авто на четвереньках, кто-то заглядывает в салон, кто-то тянется к бензобаку. Все при деле, оттого чувствуешь себя абсолютно лишним!

Десятки фотокамер оккупировали гараж с внешней стороны. Внутрь многим СМИ путь был заказан. Хочешь снимать – делай это на расстоянии за ограничительной лентой. Но, по-моему, фотографов это не слишком огорчало, так как запаслись они объективами, похожими скорее на гранатометы. Или стволы танков.

Ну и отдельное слово – специальные терминалы, где технический персонал и пилоты могут отдыхать, набираться сил и приводить себя в форму. На вид – это дом на колесах в два с половиной этажа! Внутри – лифт и комфортабельные комнаты с ваннами, душевыми, кабинетами массажа, кухнями! На втором этаже предусмотрены даже террасы, оборудованные мягкими креслами и небольшими столиками. В так называемом дворике возле автобуса-гиганта в ровные стопки собраны колеса, специальные гоночные шины-слики. Спецоборудование («грелки») их постоянно подогревают, чтобы на трассе они не рванули от резкого перепада температур. Вообще создается впечатление, что все тут продумано не до деталей - до мельчайших мелочей.
 
Взрывались моторы и калечились заправщики

И вот – долгожданные гонки! В половину второго дня (по местному времени) народ заполнил все трибуны. На входах, как водится на мероприятиях такого уровня, охрана и рамки-металлоискатели. Сумки не потрошили. Однако с бутылочек минералки и колы заставляли снимать крышки. То ли чтобы не мусорили на трибунах, то ли чтобы не использовали крышку как боевой снаряд. То ли чтобы на такой жаре открывая нагретую солнцем до состояния горячего чая бутылку не облить соседей по трибуне душем из газировки.

Дальше – обязательная именная регистрация. И бесконечные переходы от терминала к терминалу в поисках своего сектора. Над трассой постоянно жужжали вертолеты. В небе наблюдалось движение как в американском фильме «Пятый элемент» с участием Брюса Виллиса.

Нам повезло - трибуна располагалась как раз на повороте трассы перед заездом на мостик через канал, так что можно было наблюдать движение автомобилей и борьбу в самые острые моменты. Плюс – напротив каждой трибуны располагались здоровенные экраны и постоянно звучал голос комментатора. Чаще – на испанском. Реже – на английском.

Итак, началось! Болиды Ф1 проносились мимо с такой скоростью, что полупрофессиональные фотоаппараты с трудом ловили их в кадре. Хотя мы думали, что рев будет сильнее. Помог сильный ветер со стороны моря – он уносил резкий звук и не заставил пользоваться берушами (специальные ушные тампоны, защищающие от шума. – Авт.).

Первый круг гонщики пролетели без курьезов, примерно на одинаковом расстоянии шли друг за дружкой. Оказалось – это прогревочный круг перед стартом, во время которого обгоны запрещены. А потом – пошло-поехало! Точнее – полетело-понеслось…

Уже после четырех виражей гонка для Фернандо Алонсо закончилась - пилот Казуки Накадзима наскочил на его авто и отбил антикрыло! На починку бы, по мнению специалистов, ушло более часа. Поэтому Фернандо пришлось сойти с дистанции. Льюиса Хэмилтона развернуло между четвертым и пятым поворотом, но обошлось без встречи с барьерами и повреждений машины. Гонщик Ярно Трулли не проехал ни одного быстрого круга из-за проблем с коробкой передач…

Были сложности и на дозаправке. К примеру, действующий чемпион мира Кими Райконен нажал на педаль газа раньше, чем заправщик успел отсоединить шлаг и загорелся зеленый свет, сигнализирующий, что заправка окончена. В боксы пришлось вызвать бригаду «скорой». Травмированного заправщика доставили в медцентр.

Но на игре как на войне – обязательно есть и самый заветный момент, ради которого все и затевалось, – победа!

Третьим пришел поляк Роберт Кубица, восходящая звезда и вчерашний картингист. На втором месте – чернокожий лидер Макларен Мерседес и текущего чемпионата Льюис Хэмилтон. Ну а первое занял пилот Феррари бразилец Фелипе Масса. Это его сотая гонка в «Формуле-1»! После проигрыша в Венгрии для земляка легендарного Айртона Сенны этот результат стал настоящим подарком судьбы.

Вместо послесловия

После такого масштабного экшена народ расходился через часа полтора. Гремела ярмарка в павильоне, где вовсю предлагали футболки, кепки и брелки с изображениями брендов и лейблами крупнейших спонсоров команд «Формулы-1». Победителей поджидали фанаты, поклонники, пресса. У проигравших появился стимул потуже затянуть ремни и готовиться к следующим гонкам, одна из которых будет проводиться по ночным улицам Сингапура. Ну а гостям Валенсии, приехавшим поглазеть на Формулу-1 и поболеть за любимчиков, оставался теплый валенсийский вечер, насыщенный ароматами моря и жасмина, за бокалом прохладного вина и традиционного испанского хамона, чтобы поделиться впечатлениями…   

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ 

Насколько удачно прошел «Гран-при Европы» непрофессионалу судить сложно. А у специалистов мнения разделились. Поэтому мы решили задать несколько вопросов мастеру спорта международного класса Алексею Мочанову, пилоту национальной команды Racing Team Ukraine, лидирующему вместе с Андреем Кругликом в открытом чемпионате Германии на легендарной Северной петле Нюрбургринга, и тест-пилоту программы "Экипаж».

- Алексей, бытует такое мнение, что эти соревнования были скучными…

Алексей Мочанов: - Пусть «Гран-при Европы» проходит в Европе, а мы дождемся «Гран-при Украины».

- Формула-1 вживую – не самое интересное зрелище. Смотреть ее, как шахматы, интересно специалистам и начинающим гроссмейстерам. Все-таки это вид спорта, особенно хорошо воспринимающийся по телевизору, с повторами и профессиональным, но ненавязчивым комментарием и картинкой с десятков камер, расставленных по всей трассе в каждом повороте и на каждом болиде. Но один раз за сезон болельщику нужно позволить себе выбраться с компанией на автодром, чтобы подышать этим ароматом гонки, окунуться в мир этих звуков гоночных моторов и ревущей толпы. После такой поездки футбольный матч «Спартак» - «Динамо» покажется проходящим в гробовой тишине. А вернувшись – рассказывать домоседам о личных впечатлениях и переживаниях и дарить сувениры. Главное не подарить болельщику Феррари кепку Макларен (смеется).

- Почему практически никто из гонщиков не шел на обгон: не позволяла трасса или были какие-то другие причины?

- Городские трассы, проходящие в узких коридорах между заборами-отбойниками, очень требовательны к пилотажу и не прощают никаких, даже самых мелких на первый взгляд ошибок в пилотировании машины. Чемпион мира Нельсон Пике когда-то сказал, что пилотировать автомобиль на городской трассе в княжестве Монако – все равно что попытаться заниматься высшим пилотажем на вертолете в собственной спальне. Валенсия – из той же «оперы». Узко, закручено, тесно. В таких условиях даже легкий контакт с соперником или стеной при попытке обгона заканчивается поломкой, аварией и сходом с дистанции. Поэтому гроссмейстеры Формулы-1 просчитывают все наперед и предпочитают не рисковать, а надеются на ошибки соперников и опережение конкурентов во время обслуживания в боксах.

- Как вы оцениваете подготовку Валенсии к Формуле? Чего не хватало?

- Новая трасса в Валенсии стала самой «поворотистой» дорогой в чемпионате – 25 поворотов (11 левых и 14 правых) на 5400 метрах одного круга, максимальная скорость 315 км/ч, средняя скорость прохождения одного круга лидером 205 км/ч. С технической точки зрения трасса удалась, но зрители любят дерзкие обгоны, борьбу «колесо в колесо», смену лидеров и прорывы из глубины пелетона середняков. К сожалению, конфигурация трассы в Валенсии всего этого не позволяет, и гонка кажется слишком академичной и предсказуемой. Для неискушенного болельщика машины как стартовали, так и финишировали «паровозиком» в том же порядке, за исключением тех, кто столкнулся с техническими проблемами или с соперниками. В остальном организация – на высочайшем уровне. Жаль только, боссы Формулы-1 не смогли договориться с погодой – уж слишком было солнечно, влажно и жарко. Даже болельщикам. Что уж говорить о пилотах внутри нагретых как сковородка машин…

- Часто ли бывают такие курьезы, как, к примеру, случился с Алонсо?

- Аварии и контакт в гонках неизбежны, особенно на первых кругах, когда все едут плотно как в пробке на мосту в час пик. Правда, пробка в это время несется со скоростью за 200 км/ч. Мне кажется, перед своей публикой Алонсо мог бы согласиться на ремонт любой продолжительности и вернуться на трассу с любым отставанием от лидера, но не разочаровать сходом зрителей, две трети из которых в Валенсии пришли на трибуны поболеть именно за него. Но он – чемпион мира. Ему видней, зачем выезжать на старт и когда заезжать в бокс.

- Инвесторы вкладывают сумасшедшие деньги в пилотов. Если они, скажем, выбывают с дистанции, как компания компенсирует убытки?

- Здесь никто никому ничего не компенсирует. Motorsport can be dangerous – этот слоган касается не только болельщиков, но и пилотов, и компании-участницы. Судьи могут наложить денежный штраф на пилота, виновного в столкновении, но деньги уйдут организаторам, а не на покрытие расходов на ремонт и недополученную рекламную отдачу. В случае, если кто-то из пилотов часто становится виновником аварий – его могут лишить суперлицензии пилота Ф1 и он потеряет работу, а одним «истребителем» в пелетоне станет меньше. Но инцидент с Алонсо – заурядный гоночный контакт и никто по его итогам наказан не будет. Такова спортивная жизнь.

- Почему в нашей стране автоспорт на уровне первобытнообщинного строя?

- Потому что у нас вся страна сейчас на этом уровне. Глобально. И те из нас, кто привозит для Украины серьезные гоночные результаты из-за рубежа либо самоотверженно занимается автоспортом на местном уровне – пока больше похожи на монгольских одноразовых космонавтов, чем на астронавтов-исследователей NASA. Пока на высоком правительственном уровне не поймут, что автогонки – это не развлечение для олигархов, а двигатель прогресса и фундамент автомобильной культуры страны – мы будем сокрушаться по поводу статистики аварий на наших дорогах и ездить на китайско-корейских авто-полуфабрикатах, гоняясь друг за другом со светофоров. Нужны картодромы, нужен полноценный гоночно-испытательный автомобильный спорткомплекс, нужна полноценно действующая автомобильная федерация и долгосрочная государственная программа развития автомобилизма в стране на всех уровнях и во всех направлениях, а не только в автоспорте. Иначе мы не придем в Европу, а доковыляем до дальних закоулков Антарктиды. Пока среди депутатов и чиновников в этом вопросе водолеев много, а водопадов мало. Только пузырьки в стаканчике. Пластиковом…

- У нас есть достаточно много людей и компании при деньгах, отчего они вкладывают деньги, скажем, в футбол или бокс, но не развивают автоспорт?

- Потому что футбол и бокс дешевле серьезного автоспорта и рекламная отдача, рассчитанная на плебисцит и популизм в нескончаемой череде выборов, – в разы выше. Те, кто вкладывает сейчас в автоспорт – фанаты и делают это ради любви к искусству. А настоящий автоспорт – это большой бизнес. Абрамович покупку «Челси» осилил, а приобретение команды Формулы 1 – нет. Другие деньги. И совершенно другая мотивация. Наши миллиардеры пока к этому не пришли. Придет время – подтянутся.

- Сколько, по вашему мнению, должно еще пройти времени, чтобы мы услышали о грандиозном событии: «Гран-при Европы» в Киеве?

- Пусть «Гран-при Европы» проходит в Европе, а мы дождемся «Гран-при Украины». Когда-то, в первой половине прошлого века, Гран-при принимал Львов. На городской трассе. Может, когда мы осилим инфраструктуру для Евро 2012, у нас найдется время, средства, силы и желание построить в стране нормальный полноценный автодром? Не для понтов и пиара. А для автогонок. И для страны. И для Гран-при Украины…

ДЕНЕЖКИ 

На первый взгляд кажется, что красивые, разноцветные костюмы для автогонок – дело плевое. Однако продуманы они и на случай пожара, и защиты от ударов. Поэтому очень дорогие. Мы составили кошелек костюма автогонщика.

Шлем – 2,5-4 тысячи евро
Подшлемник – 50 евро
Комбинезон – от 1500 до 2700 тысяч евро
Ботинки – 290-400 евро
Белье – 250 евро комплект (свитер, кальсоны, носки)
Перчатки – 120-170 евро

Всего: от 4700 евро до 7600 евро
На сезон один пилот имеет в запасе до 10 комплектов гоночной формы
Кстати, руль болида формулы 1 команды ING Renault стоит 40000 евро!

СПРАВКА «КП» 

Гонки, оставившие след в истории

1925 г. – Эта гонка стала первой для машин класса Гран-при на бельгийской трассе Спа-Франкошамп. Из 12 заявившихся пилотов почти половина не вышла на старт, а после семи кругов движение продолжали всего четыре машины. Вскоре их осталось и вовсе две.

1956 г. – Стирлинг Мосс финишировал в гонке первым, несмотря на то что по ходу дистанции у него закончилось топливо. Напарник по команде своей машиной дотолкал британца до боксов!

1995 г. – Проливной дождь превратил гонку в настоящий триллер. В какой-то момент Жан Алези на Ferrari умчался в 40-секундный отрыв, но ближе к финишу асфальт начал подсыхать, и в погоню за французом бросился Михаэль Шумахер. На предпоследнем круге пилоту Benetton удалось редким по красоте маневром в контактной борьбе выйти вперед.

2005 г. – В невероятной 34-градусной жаре Кими Райконен опережал своего главного конкурента Фернандо Алонсо, но на последнем круге подвеска McLaren финна не выдержала вибраций. Победа ушла к испанцу.

ТТХ трассы

25 поворотов (11 правых и 14 левых)
Примерное время на круге — 1:37
Расчетная скорость — 200 км/ч
Максимальная скорость — 320 км/ч

КСТАТИ

Заправщик – профессия опасная

Автозаправочная машина – отдельная история. Со стороны все выглядит просто - машина останавливается. Механики меняют шины. Заливают топливо, и гонщик срывается с места. Процедура отработана до автоматизма. Каждый из пятнадцати человек, обслуживающих машину, четко знает свою задачу, но среди них есть особая каста - заправщики. 12 литров топлива в секунду - не шутка.

Дозаправки несколько раз запрещались и разрешались в Формуле-1. К примеру, в 1980-м гонщик Найджел Мэнселл получил химический ожог спины, когда механик случайно пролил топливо, заправляя машину перед стартом. Можно было отказаться от борьбы, но Мэнселл тогда стиснул зубы и стартовал в гонке.

В современной заправке шланг и наконечник весят сорок килограмм! Из-за большого веса с ними работают два человека. Третий отключает поток топлива после дозаправки, и в случае возникновения нештатных ситуаций еще двое - наготове с огнетушителями.

Заправщики остаются за кадром, несмотря на постоянный риск. Но не чувствуют себя героями. Правда, у них, как и у актеров, есть дублеры – на случай, если что-то пойдет не так.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

1. Фелипе Масса, бразилец. 27-лет. Пилот "Феррари".
2. Льюис Хэмилтон, британец. 23 года. Пилот McLaren.
3. Роберт Кубица, поляк. 23 года. Пилот "БМВ-Заубер".