Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украинцы в Бразилии: их не видно, но они есть

Украинцы в Бразилии: их не видно, но они есть
Фото: Нeужто украинцы? Нет, эквадорцы... Но как похожи! Фото: Reuters

Корреспондент "Комсомолки" наведался в Куритибу, чтобы посмотреть, в какой среде обитает украинская община в штате Парана.

Среди сосен

Сегодня Куритиба - крупнейший город юга Бразилии, где проживают без самой малости два миллиона человек. История Куритибы берет начало в 1693 году.  До этого времени здесь находилось индейское селение и имело оно ну очень длинное название - "Вила-да-Носса-Сеньора-да-Луз-дос-Пиняйс" (в дословном переводе - "Деревня нашей Богоматери света среди сосен"). Лишь спустя полтора века, в 1842 году, это селение приобрело городской статус и стало называться Куритиба. Через одиннадцать лет город стал столицей штата и развивался быстрыми темпами. 

Сегодня примерно 80% украинцев Бразилии проживают в штате Парана, а самая многочисленная диаспора находится именно в Куритибе и насчитывает около 50 тысяч человек. 

Украинцы уже здесь давно. Масштабная миграция в Куритибу началась еще в далеком 1895 году. После ликвидации рабства в Бразилии образовался дефицит рабочей силы. Власти Бразилии стали стимулировать мигрантов. Поселенцам предоставлялись льготы - оплачивался проезд на пароходе и выделялось от 25 до 50 гектаров земли с отсрочкой оплаты на 10 лет. Такие условия выглядели весьма привлекательными для малоземельных украинцев, и за четыре года в Бразилию переселилось около 15 тысяч человек, в основном из Галиции. 

Большая вода, масштабная забастовка

Буквально за несколько дней до старта мундиаля Куритибу затопило. Из-за проливных дождей пострадало - ни много ни мало - 15 тысяч жителей. Это река Парана наделала бед, выйдя из берегов. Уровень воды в городе поднялся на полметра.

Впрочем, когда ваш покорный слуга приехал в город - следов от наводнения уже не было видно. Но все равно Куритиба жила своей необычной жизнью. Такого наплыва туристов город еще не знал.

Городу, кстати, меньше других повезло с расписанием игр. Ни одна сильная сборная, за исключением Испании, сюда не заезжала. Зато экзотики полно - иранцы, гондурасцы, эквадорцы, алжирцы, нигерийцы, австралийцы отметились здесь. Может быть, поэтому украинская диаспора проигнорировала походы на матчи - цены на билеты  кусались. Как ни старался я отыскать хотя бы одного украинца или один украинский флаг, увы, не удалось. 

Признаться, это слегка расстроило - побывать в Куритибе и не встретить ни одного земляка. Зато очередная огромная забастовка - на этот раз бразильских студентов - пожалуйста. Мотив обычен - против проведения ЧМ-2014. Основной лозунг сводился к тому, что у государства нашлось 15 миллиардов долларов на проведение чемпионата мира, а на образование, транспорт и медицину денег нет. 

Впрочем, Куритибе еще грех жаловаться. Пожалуй, социальная сторона жизни там лучше, чем в других городах - хозяевах первенства. Бездомных и нищих здесь, по-моему, меньше всего. Да и криминогенная ситуация, в отличие от других городов, очень спокойная, особенно после Порту-Алегри и Сан-Паулу, где поздним вечером лучше не прогуливаться. В Куритибе же - гуляй сколько хочешь, не держась за карманы.

Такие "гармошки" - основной и единственный вид транспорта в "нашей" Куритибе. Фото: Валерий ПРИГОРНИЦКИЙ 

Автобусная монополия

В Куритибе нет метро, троллейбусов и трамваев - только автобусы. Власти города решили выделить Куритибу и установили уникальные автобусные остановки, которые стали ее визитной карточкой. Они футуристического образца, крытые и с турникетами. Двери открываются согласованно - как на станции, так и в автобусе. Нет никаких лестниц: полы станции и автобуса находятся на одном уровне, как в поездах и на платформах метро. Посадку совершают через один вход, а выходят пассажиры из автобуса через другой выход. Сами же автобусы здесь в виде "гармошек",  у нас такие уже вывели из обслуживания. 

Любопытно, что этот проект стоил городу в 100 раз дешевле, чем если бы здесь открыли метро. Для сравнения, Рио-де-Жанейро построил метро, которое перевозит в четыре раза меньше пассажиров, чем автобусы Куритибы, но обошелся в 200 раз дороже. 

Что выделяет Куритибу среди других городов? Огромное множество парков, скверов и садов. Это правда, Куритиба один из самых озелененных городов планеты. Так что, по крайней мере, дышат наши экс-земляки здесь на полные легкие.