Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

13 сбитых самолетов за 11 дней. На сколько еще хватит у России машин и пилотов

13 сбитых самолетов за 11 дней. На сколько еще хватит у России машин и пилотов
Фото: ukrinform.ua

В феврале украинские ВВС отметились очень эффективным уничтожением российских самолетов. 13 самолетов за 11 дней, среди которых дюжина лучших истребителей-бомбардировщиков российских ВВС Су-34 и Су-35, а также редкий самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Как это может в целом повлиять на дальнейшее прохождение войны, разбирался журналист Коротко про.

Помогли «слепые зоны»

Издание Forbes предполагает, что успех Вооруженных сил Украины в сбивании российских самолетов связан с использованием ценных ракет к Patriot и NASAMS, а также "слепых зон" россиян после потери ими трети самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50.

Аналитики издания предполагают, что украинские военно-воздушные силы выделили часть установок Patriot мобильным группам ПВО, которые быстро передвигаются вблизи линии фронта, устраивая засады на российские самолеты с ракетами PAC-2 дальностью 90 миль (145 км), а затем быстро передислоцируются, чтобы избежать контратаки.

Активность российских штурмовых вылетов на фронте предоставляет украинским противовоздушным защитникам больше целей, поэтому они сбивают больше российских самолетов.

Когда-то российские ВВС располагали 9 самолетами-радиолокаторами А-50, организованных в три "орбиты" по три самолета на юге, востоке и севере, чтобы расширить сенсорное покрытие по всей территории Украины. Повредив один А-50 ударом беспилотника в прошлом году и сбив еще два А-50 в этом году, украинцы ликвидировали треть сенсорного покрытия и создали "слепые зоны", где российским пилотам трудно обнаружить приближающиеся ракеты.

Украинские ВС, очевидно, стремятся использовать последние ракеты Patriot и NASAMS, чтобы истощить российские военно-воздушные силы и предотвратить будущие всплески бомбардировок. Тем временем российские ВВС имеют целью разбомбить больше украинских гарнизонов и помочь российским сухопутным войскам закрепиться, прежде чем эскадрильи самолетов Су истощатся из-за недостатка самолетов и опытных экипажей.

Потеря каждого такого самолета для россиян тяжелая. Россия продолжает производить истребители-бомбардировщики Су-34, но в небольшом количестве из-за западных санкций. А подготовить экипажи для таких машин еще сложнее. Потеря россиянами такого количества бортов привела к существенному снижению активности авиации, а именно из Су-34 россияне сбрасывают управляемые авиационные бомбы и выпускают ракеты типа Х-59.

Авиационные «мясные штурмы» стали неэффективны

Оккупанты использовали Су-34 для нанесения ударов управляемыми авиабомбами (КАБами), а истребители Су-35 осуществляют прикрытие во время таких операций. Особенно активно вражеские истребители-бомбардировщики выполняют задачи на Авдеевском направлении.

Когда противник понимает, что его могут достать, "уже так нагло себя не ведет и летает меньше", говорит спикер Воздушных сил Юрий Игнат. Работая в условиях, когда в любой момент самолет может быть уничтожен, пилот значительно больше сосредоточен на том, чтобы спастись, а не на выполнении задачи. А это существенно снижает эффективность.

«При таких потерях боевой и специальной авиации россияне должны были бы задуматься, по крайней мере, на время прекратить "авиационные мясные штурмы". Что ж, работаем дальше...» – сообщил командующий Воздушных сил Украины Николай Олещук.

Как говорится в аналитической справке Международного института стратегических исследований (IISS), российские Военно-космические силы (ВКС) не смогли завоевать контроль неба, несмотря на свое превосходство в численности над Воздушными силами ВСУ, так как были неэффективными. "Между врагами остается паритет в воздухе, а не преимущество в воздухе, и это ситуация, которую Украина должна поддерживать", – говорится в справке.

В «лидерах» Су-34. Их в феврале агрессор потерял 10 бортов. Стоимость одного – 50 млн.долларов. Фото:wikinedia.org

В «лидерах» Су-34. Их в феврале агрессор потерял 10 бортов. Стоимость одного – 50 млн.долларов. Фото:wikinedia.org

Помогают болгарские С-300?

Авиационный эксперт Валерий Романенко, оценивая ситуацию, предполагает, что Украина нашла какое-то действенное оружие – «сюрприз» - против российской авиации. И это должно повлиять на активность россиян, она должна уменьшиться.

- Сейчас мы запускаем много ракет по российским самолетам. Это значит, что у нас стало как-то лучше с ракетами для ПВО. Но все равно это не Patriot, их ракеты очень дорогие, и их у нас не так уж и много. И поэтому мы можем сбивать этими комплексами российские самолеты только наверняка – когда они стопроцентно попадают в зону поражения Patriot, расстояние до 160 километров, - говорит эксперт. Но в большинстве случаев, по его словам, работают, скорее всего, еще советские комплексы С-300. Болгары дали нам этот боезапас под такие задачи.

 - Вообще после таких потерь россияне должны были задуматься о своих потерях, которые невосполнимы. По логике, они должны сократить количество налетов. Но им в Москве могут «накрутить хвосты» и сказать - штурмуйте дальше. «Российская душа» - потемки, и там целесообразностью даже не пахнет, - поясняет Валерий Романенко.

"Сушек" осталось не так и много

Часть боевых потерь РФ была компенсирована новыми поставками. Так, российская промышленность передала армии не менее шести Су-34 в 2023 году. Также в 2023 году ВКС РФ получил не менее десяти многоцелевых истребителей Су-35, а также два Су-30. Были еще поставки истребителей-штурмовиков пятого поколения Су-57 (украинские ПВО их пока не сбивали).

Открытые источники утверждают, что на начало 2024 года в ВВС России было 99 истребителей Су-35 и около 110 истребителей-бомбардировщиков Су-34. При этом точное количество назвать не может никто, ибо не исключено, что россияне завышают эту цифру. А вот в оценке возможностей производства таких машин в год эксперты единодушны. ВПК РФ способен "сдавать" в ВВС от 6 до 8 самолетов каждого типа в год.

С учетом таких возможностей получается, что украинские ПВО только за февраль 2024 года "приземлили" практически годовой план врага.

ХРОНИКА РАБОТЫ ПВО УКРАИНЫ В ФЕВРАЛЕ

  • 17 февраля - два истребителя-бомбардировщика Су-34 и один истребитель Су-35
  • 18 февраля - Су-34
  • 19 февраля - Су-34 и истребитель Су-35С
  • 21 февраля - Су-34
  • 23 февраля - самолет ДЛРО А-50
  • 27 февраля - два Су-34
  • 29 февраля - три Су-34