Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Перекроить Конституцию: 10 основных предложений

Перекроить Конституцию: 10 основных предложений
Фото: УНИАН

28 июня Конституции Украины исполнилось 25 лет. За это время она десятки раз переписывалась: абсолютно все президенты Украины, начиная с Леонида Кучмы, пытались перекроить Основной закон страны. Разница лишь в том, что кто-то больше, а кто-то - меньше переиначивал Конституцию. Не исключение и президент Владимир Зеленский. В ближайшее время народные депутаты возьмутся всерьез за внесение изменений в Конституцию в части децентрализации.

- По состоянию на сегодня реформа децентрализации пока что не завершена. Чтобы довести ее до логического конца и реализовать в полном объеме, нам необходимо будет внести изменения в Конституцию. Это будет непростой, но исторический процесс, - анонсировал спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков.

В целом же за два года президентства Владимир Зеленский со своей командой инициировал около 10 изменений в Конституцию страны.

"КП в Украине" изучила, что, когда и для чего Владимир Зеленский намерен переписывать в Конституции Украины.

Депутаты без иммунитета, но в полном составе

Вносить изменения в Конституцию действующий состав Верховной Радой начал едва ли ни с первого дня работы. 3 сентября 2019 года 373 голосами проголосовали за отмену депутатской неприкосновенности с 1 января 2020 года. На сегодняшний день парламентарии не пользуются особым иммунитетом, то есть для того, чтобы задержать, арестовать и привлечь парламентария к уголовной ответственности, не нужно предварительного согласия Верховной Рады.

В феврале прошлого года народные депутаты поддержали в первом чтении президентский законопроект о сокращении депутатского корпуса с 450 до 300 человек и о переходе на пропорциональную избирательную систему (полная отмена мажоритарки). До второго чтения дело никак не доходит. Есть опасение, что монобольшинству не удастся заручиться поддержкой 300 голосов, чтобы выйти на результативное голосование. Именно по этой причине вот уже полгода документ не выносится на рассмотрение в сессионный зал Верховной Рады, хотя положительный вывод профильного комитета документ получил 14 января этого года.

Нехватка голосов и негативные заключения КСУ - главные причины, по которым и другие конституционные инициативы президента пробуксовывают.

Владимир Зеленский предлагал лишать мандата народного депутата за прогулы и неперсональное голосование. Но этот законопроект не принят даже в первом чтении. Конституционный суд дал по этому документу негативный вывод, признав, что инициатива Зеленского не соответствует статье 157 Конституции и статье 158. При наличии негативного заключения КСУ законопроект практически обречен.

Также в 2019 году президент Владимир Зеленский пытался закрепить в Конституции новые полномочия для главы государства - право создавать регуляторные органы, назначать и увольнять директоров НАБУ и ГБР. Но этот законопроект споткнулся о заключение КСУ. Суд признал расширение президентских полномочий антиконституционным. Президент отозвал этот законопроект из Верховной Рады.

Предлагал президент Владимир Зеленский прописать в Конституции право народа выписывать законопроекты. Конституционный суд Украины одобрил эту президентскую законодательную инициативу. Положительное заключение по документу дали и депутаты из профильного комитета. Но в сессионный зал законопроект никак не выносят даже для рассмотрения в первом чтении.

В 2019-м президент Владимир Зеленский предложил парламенту отменить нормы Конституции, что исключительно адвокат представляет интересы гражданина в суде. Конституционный суд отмену депутатской монополии поддержал. Но депутаты нажали на тормоза. Документ не выносится на второе чтение. Такая же участь постигла и президентский законопроект о внесении изменений в Конституцию, которые касаются права Верховной Рады создавать себе в помощь структуры в рамках бюджета.

Негативным заключением КСУ "заморожен" президентский законопроект, которым предлагалось создать институт парламентских наблюдателей за соблюдением Конституции и законов в отдельных сферах. Суд счел, что реализация норм документа несет большие риски вмешательства парламента в дела государственной и местной власти, гражданского общества, а также бизнеса.

Народным депутатам остается сделать всего лишь один шаг к переименованию Днепропетровской области в Сичеславскую, а Кировоградскую - в Кропивницкую. Конституционный суд разрешил внести такую поправку в Основной закон страны.

Многие законопроекты Зеленского пробуксовывают из-за нехватки голосов и негативного заключения Конституционного суда. Фото: Григорий КОНСТАНТИНОВ

Президент намерен усилить свою власть на местах

В декабре 2019 года президент Владимир Зеленский подал в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в части децентрализации. Этим законопроектом президент предлагал новое административно-территориальное деление. Вместо районов - округа, а вместо облгосадминистраций - исполкомы облсоветов. Это означает, что руководить областью будет не назначенный из Киева "губернатор", а исполкомы, избранные местными жителями.

Документом также вводился институт префектов - представителей центральной власти в округах. Предполагалось, что они будут иметь серьезные полномочия. К примеру, смогут приостановить любое решение местных советов, если оно, по их мнению, противоречит Основному закону страны или угрожает национальной безопасности. Префекты будут полностью под "каблуком" президента, поскольку глава государства решал бы вопросы назначения/увольнения.

Но до голосования за направление этого законопроекта на экспертизу в КСУ дело не дошло. Оппозиционные депутаты уличили Банковую в фальсификации текста законопроекта, несоответствии его сравнительной таблицы. Президенту пришлось отозвать законопроект.

Через две недели глава государства внес в Верховную Раду доработанный текст документа, но и его пришлось отозвать. Дело в том, что Зеленский получил заявление за подписью около 300 мэров, которые выступили категорически против реформы децентрализации в том виде, в которой предлагал президент. Раскритиковали документ и посольства европейских стран, Канады и миссия ЕС. Главная претензия - изменения по децентрализации должны укрепить права общин, а новый проект не соответствует этому требованию.

Законопроект вынесли на широкое общественное обсуждение. Все поправки и предложения от представителей самоуправления, экспертов и депутатов сводит в единый документ Комиссия по правовой реформе при президенте.

- По моему убеждению, комиссия наработала очень взвешенный, сбалансированный проект закона, в основу которого лег тот законопроект, который уже был Верховной Радой предыдущего созыва направлен в Конституционный суд Украины. И я думаю, что где-то, наверное, в первых числах следующей очередной сессии мы сможем этот законопроект представить в Верховной Раде, и далее он будет направлен в Конституционный суд для получения заключений, - заявил представитель президента в Конституционном суде, народный депутат Федор Вениславский.

Профильный министр Алексей Чернышов убежден, что голоса под этот законопроект будут – и 226, и 300. Но есть одно "но". Голосования раньше 2022 года не стоит ждать.

- После окончательного согласования позиций и регистрации проекта - будут (голоса. - Авт.). Но в любом случае речь идет о 2022 годе, - сказал в одном из своих последних интервью Чернышов.

Оптимизм министра разделяют и эксперты. Они уверяют, что если не произойдет в стране чего-то сверхнеобычного, то поправки в части децентрализации депутаты поддержат.

- Реформу децентрализации нужно завершать. И все прекрасно осознают, что без внесения изменений в Конституцию этого сделать невозможно. Думаю, ключевые игроки утрясут основные позиции по документу, и если не будет никаких "черных лебедей", то "децентрализацию" примут достаточно быстро, - предполагает политтехнолог Андрей Золотарев.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Особый статус для Донбасса уже шесть лет в ожидании

В подвешенном состоянии остается инициатива президента Петра Порошенко о закреплении в переходных положениях Конституции начала действия закона об особом статусе для Донбасса. С ключевыми нормами документа можно ознакомиться здесь. В первом чтении законопроект был принят еще 31 августа. Голосование сопровождалось трагедией. На площади Конституции прошли стычки между правоохранителями и митингующими, которые выступали категорически против таких конституционных изменений. В итоге разразился взрыв гранаты. Погибли четверо нацгвардейцев.

Президент Владимир Зеленский уже неоднократно высказывался, что он против того, чтобы в Конституции Украины закреплять особый статус для Донбасса или любого другого региона страны. Договориться о мире в Донбассе планирует по "плану А". А если не удастся, то тогда будет "план Б" - референдум. Итоги референдума придется имплементировать в законодательное поле страны.

- В обозримом будущем я не вижу перспектив ни для голосования во втором чтении конституционных поправок по статусу Донбасса, ни для проведения референдума. Оба сценария маловероятны в силу юридических и политтехнологических причин. Если бы Зеленский хотел предоставить особый статус Донбассу, то он бы сделал это до экватора своих президентских полномочий. Сейчас же для человека, который думает о втором президентском сроке, такие шаги могут быть очень чреваты, - рассуждает политолог Владимир Бондаренко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Большое интервью Зеленского: читаем между строк