Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Всенародный референдум: победа или зрада?

Всенародный референдум: победа или зрада?
Фото: Григорий КОНСТАНТИНОВ

Хоть и с жаркими спорами, но с большим заделом голосов депутатам удалось принять на пленарном заседании 26 января президентский законопроект о всенародном волеизъявлении - референдуме. Зеленые кнопки "за" документ нажали 255 парламентариев, в том числе и 226 представителей фракции "Слуга народа".

О чем этот законопроект и почему было так важно его принять? Почему главе пропрезидентской фракции Давиду Арахамии пришлось прибегнуть к угрозам, чтобы Зе-депутаты поддержали документ? Почему оппозиционные депутаты голосовали либо против этого законопроекта, либо демонстративно нажимали желтую кнопку (воздержались)? "КП в Украине" нашла ответы на эти вопросы.

Не допустить "крымского" референдума

Соратники Зеленского говорят, что приняв законопроект о референдуме, они устранили важный пробел в законодательстве страны и предоставили украинцам возможность воспользоваться еще одним конституционным правом. В статье 38 и 70 Основного закона страны сказано, что участие во всеукраинском и местном референдуме – конституционное право каждого гражданина. Но чтобы его реализовать на практике, нужно иметь закон, который устанавливает правила и процедуры проведения всенародного волеизъявления. И такой закон до 2018 года существовал, пока его не отменил Конституционный суд, признав противоречащим положениям Основного закона страны. 

- С 2018 года в Украине создался правовой вакуум, который не позволял гражданам реализовать свое конституционное право на участие в управлении государственными делами, - пояснила важность принятия закона народный депутат Алина Загоруйко.

Не менее важный момент, при наличии закона о референдуме, - сложнее будет провести псевдоопросы, выдав их за полноценный референдум (по типу "крымского" в 2014 году).

- На сегодня мы выиграли борьбу в части угрозы проведения псевдореферендумов в Украине, чего так хотел агрессор, - отмечает эксперт Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко.

Устрашить соратников, чтобы помочь Зеленскому выполнить обещание

Накануне голосования за законопроект о референдуме "слугам" руководство фракции озвучило жесткий ультиматум: "не поддержите – исключим из фракции".

"Друзья, уведомляю группу, которая сегодня получила команду не голосовать за программное обещание президента о законе о референдуме. Это водораздел. По всем неголосующим будет поставлен вопрос об исключении из фракции Слуга народа", - такое сообщение, по информации СМИ, написал глава фракции Давид Арахамия во внутрипартийном чате.

Эксперты такое строгое предупреждение объясняют желанием команды президента дать сигнал обществу, что глава государства выполняет предвыборные обещания.

- Во время своей президентской предвыборной кампании Владимир Зеленский давал не так уж много конкретных обещаний. Народовластие – было одним из ключевых. Пришло время реализовывать его. Это был принципиальный вопрос для Зеленского. Но с учетом строптивости фракции и, возможно, попытки демарша отдельных депутатов после истории с недоисключением Дубинского из фракции, пришлось сделать такое предупреждение. И оно сработало! – говорит политолог Владимир Фесенко.

Также политологи говорят, что "слугам" необходимо было показать и наличие коалиции, то есть способности самостоятельно, без поддержки депутатских групп и других фракций, принимать важные для страны и непосредственно для Владимира Зеленского решения.

По следам диктаторов, или сложности процедуры

Категорически против президентского законопроекта высказались во фракциях "Батькивщина", "Голос", "Оппозиционная платформа - За жизнь" и "Европейская солидарность".

Бывшие соратники Святослава Вакарчука раскритиковали президентскую законодательную инициативу из-за того, что, по их мнению, она ставит под угрозу парламентаризм в Украине. Как только документ вступит в силу, де-факто возникнет ситуация, когда богатые и влиятельные люди под знаменами референдума смогут менять/отменять важные для страны законы.

- Автор законопроекта решил, что законодательство – слишком сложная материя, чтобы отдавать ее законодателям. Если закон вступит в силу, то каждый по любому поводу сможет изменять, корректировать или отменять законы, прикрываясь волей народа. Такое делали неоднократно, это старый прием, который использовали злодеи и мошенники даже вселенских масштабов. Гитлер воспользовался этим четыре раза, укрепив власть, оправдав агрессию и оккупацию, - приводит аргументы народный депутат от "Голоса" Сергей Рахманин.

Во фракции "Батькивщина" возмущались чрезмерно сложной процедурой инициирования и проведения референдума. Она настолько нереалистична в исполнении, что ни о каком народовластии говорить не приходится. К примеру, на каждом заседании инициативной группы должен присутствовать член ЦИК. Не пришел – заседание проводить нельзя, иначе его законность можно поставить под сомнение. И чтобы запустить процедуру референдума, нужно не только собрать 3 миллиона подписей, но и предоставить в ЦИК обоснование позиций относительно вопроса.

- Инициативная группа должна предоставить аналитику относительно ожидаемых социально-экономических, правовых и других последствий от проведения референдума. Как народ будет писать такие "аналитички", которые не требуются Конституцией? Это научная работа, профессорскую диссертацию еще предстоит сделать. И если люди это сделают некачественно или не сделают, никакую инициативную группу не зарегистрируют, - пояснила лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко.

Не понравились экс-премьеру и нормы президентского законопроекта, которые предоставляют различным органам возможность на разных этапах заблокировать проведение референдума: ЦИК может остановить на этапе проверки подлинности собранных подписей, Конституционный Суд - озвучить претензии к вопросу референдума, а президент - затягивать подписание указа о дате проведения всенародного опроса.

Еще один камень преткновения – сроки проведения референдума по новому закону. В переходных положениях документа сказано, что референдум можно будет провести, когда для этого в госбюджете будут деньги. На 2021 год в главной смете страны деньги на народовластие не заложили.

- До 1 января 2022 года денег на референдум нет, значит, и референдума нет, - возмутилась Тимошенко, которая давно настаивает на безотлагательном проведении референдума по вопросу рынка земли.

Соратники Петра Порошенко, народные депутаты от фракции "Европейская Солидарность" настаивали, что в законопроект нужно добавить обязанность парламента утверждать итоги референдума, если на него выносился вопрос об отмене закона или отдельных его положений.

- Утверждение или отмена законов на референдуме в обход парламента – это абсолютно тоталитарная практика диктаторских режимов. Таких, как РФ, - заявил народный депутат Владимир Вятрович.

Кроме того, "порошенковцы" ратовали за исключение из законопроекта нормы об электронном голосовании, иначе рискуем получить массовые фальсификации. По словам Вятровича, во-первых, на сегодня не существует технической возможности защитить электронное голосование от искажения, вмешательства в избирательный процесс, в частности, из-за рубежа. Во-вторых, невозможно проконтролировать свободу волеизъявления при электронном голосовании. В-третьих, Конституция определяет, чтобы процедура референдума определялась исключительно законами, а не ссылками на будущие акты ЦИК.

Собрать 3 миллиона "мокрых" подписей и проголосовать онлайн

Законопроектом Зеленского предусматривается возможность проведения четырёх видов всеукраинского референдума.

Первый – инициирует президент своим указом. Может поднимать темы внесения изменений в разделы І (основные положения), ІІІ (выборы, референдум), XIII (правосудие) Конституции Украины.

Второй – по инициативе парламента. Депутаты (простым большинством в 226 голосов) могут поднять вопросы изменения территории Украины.

Третий/четвертый -  по народной инициативе, но их объявляет президент. Граждане Украины вправе выносить на референдум "вопросы общегосударственного уровня" или же относительно прекращения действия закона Украины, отдельного его положения.

Законопроект запрещает проводить референдум относительно вопросов налогообложения. Не могут быть предметом референдума законопроекты о налогах, бюджете и амнистии. Под запретом референдум, на который выносятся вопросы, противоречащие Конституции или "направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности страны, создание угрозы национальной безопасности, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды".

Для проведения референдума инициативной группе нужно собрать 3 миллиона "мокрых" подписей "за" в 2/3 областей и не менее чем по 100 тысяч подписей в одной области. На один референдум выносится только один вопрос. Пересматривать решение референдума можно не раньше, чем через три года.

Вопрос цифровизации также включили в законопроект. Он предусматривает введение онлайн-голосования (правда, процедуру такого голосования еще предстоит прописать и утвердить нормативно-правовыми актами и обеспечить ее техническую реализацию).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Представители ОРДЛО выступили в ООН: предложили опять провести референдум