Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Конституционная реформа Медведчука как тест на демократию

Конституционная реформа Медведчука как тест на демократию
Отказавшись от авторитаризма, Украина снова встала на путь демократического развития. За решение народных избранников вернуть парламентско-президентскую форму правления и право жить в правовом государстве украинцы заплатили слишком высокую цену. Если бы утром 18 февраля в стенах Верховной Рады политики проголосовали за конституционную реформу, то кровопролития и насилия можно было бы избежать. Но парламентарии отказались выполнять волю граждан - и волна народных протестов захлестнула Киев. Этот день вошел в историю суверенной Украины как "черный вторник". 
 
18 февраля Конституция 2004 года стала для политиков "тестом на демократию", который они не сдали: ни власть, ни оппозиция. В очередной раз: как в апреле 2004-го, в сентябре 2010-го.
 
Сегодня уже мало кто помнит, что впервые о переходе к парламентско-президентской республике заявил Леонид Кучма в далеком 2002 году. "Я убежден: для дальнейшего развития страна нуждается в переходе к другой политической системе - парламентско-президентской республике", - сказал он в поздравлении с Днем независимости. Леонида Кучму - сторонника "сильной республики" - осуществить конституционную реформу, я уверен, убедил Виктор Медведчук. В июне 2002 года он возглавил АП Украины и начал работу над новым вариантом Основного Закона. Медведчука справедливо называют автором конституционной реформы, которая меняла парадигму государственного управления, устраняла концентрацию властных полномочий в одних руках, уравновешивала все ветви власти и усиливала роль парламента. 
 
Десять лет назад отказ от президентско-парламентской формы  правления представители политических сил восприняли в штыки. В апреле 2004 года для принятия Конституции европейского образца не хватило шести (!) голосов. Тогда "против" голосовали те, кто сегодня больше всего кричал о необходимости вернуть Конституцию 2004 года, - "оранжевые" силы.
 
Конституционная реформа, принятая как компромисс для выхода из политического кризиса, вступила в действие только в 2006 году. Украина наконец-то получила импульс для развития парламентаризма и демократии. Но инициированная в сентябре 2010 года командой Януковича отмена КС Конституции 2004-го отбросила страну назад на несколько лет. Все это происходило при молчаливом согласии оппозиции. Как следствие - вместо утверждения конституционализма и демократических свобод Украина получила жесткий диктат центральной власти, карманное правосудие, управляемый в ручном режиме парламент. И - что самое страшное - жесткую, бескомпромиссную борьбу за власть.
 
Борьба за властные полномочия неизбежна и закономерна. Во все эпохи, у всех народов. Но в украинских реалиях она приобрела искаженно-уродливую, гипертрофированную форму. Пытаясь заполучить абсолютную, без исключений и ограничений, власть, политики не останавливались ни перед чем. Подкупы, кулуарные договоренности, торги, лоббирование на самом высоком уровне, шантаж и угрозы стали нормой жизни украинского политикума (независимо от партийной принадлежности). Политические элиты сформировали систему государственного управления согласно макиавеллистическому принципу "друзьям все, врагам - закон"…
 
Но они не учли, что за годы независимости украинское общество изменилось. За это время сформировалась новая генерация - социально активных, сознательных, неравнодушных граждан, готовых бороться за свои права и отстаивать национальные интересы страны. Именно эта сила - гражданское общество - и потребовала полной перезагрузки системы и возвращения конституционной реформы.
 
Время все расставило по местам, рассудив, кто был прав, а кто заблуждался. Спустя 10 лет можно утверждать, что своевременное принятие конституционной реформы позволило бы избежать политических и социально-экономических кризисов в Украине - и в 2004 году, и в ­2014-м. "Черный вторник" - это расплата за алчность и амбициозность политиков, за их желание любой ценой заполучить безраздельные властные полномочия. Но это и предупреждение для политических элит - нынешних и будущих, которые попытаются узурпировать власть.
 
Редакция может не разделять точку зрения автора.