Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Таможенный союз может спасти отечественное судостроение

Таможенный союз может спасти отечественное судостроение
Фото: Фото: Александр КРЕМКО.

Об этом заявил известный политик, инициатор Всеукраинского общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук во время круглого стола, посвященного проблемам судостроения, который состоялся в Николаеве 30 января. Участие в его работе приняли представители "Укрсудпрома" и российской "Объединенной судостроительной корпорации", Евразийской экономической комиссии, Минпромторга России, руководители судостроительных заводов Николаева и Херсона, отраслевых НИИ и КБ, представители научной школы.

В Николаеве сконцентрировано более половины производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала украинского судостроения. Прежде здесь строили авианосцы, ракетные крейсера, нефтерудовозы, траулеры, рефрижераторы, другие типы кораблей и судов. Сегодня николаевское, впрочем, как и украинское судостроение в целом, влачит жалкое существование. Спасти отрасль, как считают участники круглого стола, может сотрудничество с россиянами. 

- В Евросоюз Украину никто не зовет, а вот в Таможенный союз нас приглашают, - подчеркнул Виктор Медведчук. - Но мы топчемся на месте, предлагаем какую-то формулу "три плюс один". Это то же самое, что три плюс все остальные страны. Позиция и власти, и оппозиции в отношении Таможенного союза не аргументирована. А пока мы решаем, что нам делать, заградительные меры с его стороны приведут к сворачиванию промышленного производства в Украине.

То, что ТС для нас куда ближе Евросоюза, наглядно демонстрируют и цифры. Так, по информации начальника департамента Евразийской экономической комиссии Виктора Спасского, в январе - сентябре 2012 года Украина экспортировала в страны ЕС товаров на 14 млрд долларов, тогда как в страны ТС - на 17 млрд, услуг - на 2,7 млрд и 4,3 млрд долларов соответственно. Что еще важнее, готовая продукция в структуре экспорта в страны ЕС составляет всего 12%, тогда как в Россию, Беларусь и Казахстан - 60%. За минувший год экономика стран ТС выросла в среднем на 4%, то есть значительно больше, чем в странах Европы и Северной Америки.

Таможенный союз представляет для украинских корабелов колоссальный рынок сбыта. Только в январе - ноябре прошлого года страны ТС, в основном Россия, импортировали судостроительной продукции почти на 1,5 млрд долларов, но лишь менее десятой части этой суммы пришлось на Украину. 

На круглый стол "Украинского выбора" в Николаеве собрались лучшие представители судостроительной отрасли. Фото: Александр КРЕМКО.

- В случае вступления в ТС и избавления от таможенных преград объемы реализации вырастут в разы. Емкость российского рынка позволяет загрузить украинских корабелов на многие годы, - считает лидер "Украинского выбора". 

В то же время увеличится и перевалка грузов России, Беларуси и Казахстана через украинские порты. Пока же россияне покупают суда в КНР, Южной Корее, а военные корабли - даже во Франции, но только не в Украине.

В Украине пытались поддержать корабелов. В 1999-2000 гг. были приняты законы о гос­поддержке судостроения и о СЭЗ "Николаев". За последующие несколько лет объемы производства в судостроении выросли в 2,5 раза, зарплата - в 3 раза. Однако в 2005 году "помаранчевая" власть отменила эти законодательные акты. Сейчас предпринята новая попытка: вступил в силу Закон о проведении экономического эксперимента по господдержке судостроения. Но, как признал Виктор Медведчук, он пока действует только на бумаге - нет необходимых нормативных актов Кабмина, нет движущих сил, заинтересованных в его реализации. А главное - отсутствуют заказчики, реальные рынки сбыта. Но эти рынки не обязательно искать невесть где, ведь исторически именно Россия была главным потребителем продукции украинских верфей.

По данным декабрьского социсследования центра "Социальный мониторинг", вступление Украины в ТС поддерживают 54% украинцев, тогда как ассоциацию с Евросоюзом - только 32-34%. Количество сторонников Таможенного союза преобладает во всех регионах, кроме Западной Украины. Но политики не обращают внимания на настроения граждан и пытаются лавировать между этими мощными экономическими союзами. А в это время отрасли вроде кораблестроения, влияющие на целый ряд смежных производств (приборостроение, цветная металлургия и т.д.), приходят в упадок. В этой ситуации, по мнению Виктора Медведчука, даже маленький шаг на пути реальной экономической интеграции в тысячу раз важнее, чем самые громкие лозунги о процветании и улучшении жизни. А разговоры о потере страной части суверенитета - блеф чиновников, боящихся утратить часть своего безграничного контроля над экономикой страны.