Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Статус русского языка - это требование большинства украинцев

Статус русского языка - это требование большинства украинцев

Язык как средство...

Реакция на законопроект о принципах языковой политики как-то даже не удивила. Политики обоих лагерей, у которых перед глазами маячит день 28 октября, явно играют на публику. Но уже более жестко: за язык пролилась первая кровь. Не удивило и "заявление правозащитников и депутатов" в духе так называемой инициативной группы "Первого декабря". На этот раз резкость даже зашкалила: "...угроза целостности государства, ... подрыв статуса украинского языка, ... антиконституционный документ, ... явно противоречит Конституции Украины". 

Интеллигентные же на вид люди (я не имею в виду нардепов), но с какой решимостью они отказывают половине страны в праве полноценно пользоваться родным для них языком! Честно говоря, в этом случае даже шовинизмом попахивает.  

Но вот что интересно: в хоре так называемой оппозиции, для которой  пол-Украины "оккупировано москалями", неожиданно зазвучали голоса представителей власти. Министр по торговым делам П. Порошенко, наверное, основательно изучив юридическую сторону вопроса, без обиняков заявил, что "этот закон является неконституционным". Припоминается, что не так давно досталось законопроекту и от высокопоставленного сотрудника Администрации президента М. Ставнийчук. Насколько я помню, она даже юрист по образованию. Госпожа Ставнийчук признает и то, что в языковой сфере нет должного урегулирования проблем и что статья 10 Конституции Украины определяет особый статус русского языка в сравнении с другими языками национальных меньшинств. Но почему-то не хочет признавать, что в реальности особый статус русского языка никак не гарантирован. Ее предыдущий патрон, г-н Ющенко, успел внести весомый вклад в "гарантирование" прав русского языка... 

Да речь, по сути, не столько о языке - о правах граждан, прописанных в Конституции и просто попираемых сегодня! Или наш Основной закон не в равной мере распространяется на украинских граждан? Или есть граждане, правами которых можно пренебречь, если они родились не в той местности или не в той семье?  

Страсти по закону...

Я  не буду комментировать громкие пассажи противников законопроекта об "угрозе Украине, ...угрозе целостности государства, ...гибели нации" и т.п. Это - неизлечимо!  

Во-первых, хочу остановиться на юридическом аспекте претензий к законопроекту. Главные противники принятия законопроекта Кивалова-Колесниченко как заклинание твердят о его неконституционности. При этом - абсолютно голословно.  Как гражданин Украины, кое-что понимающий в конституционном праве, могу пояснить этим господам юридическим языком. 

Согласно части третьей статьи 10 Конституции Украины у нас "гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины". 

Обязательность общения на украинском языке не распространяется на сферу гражданского общества, а тем более на межличностные отношения граждан с использованием родного языка как реализации естественных прав, которые априори не могут быть отчуждаемыми или нарушаемыми (статья 21 Конституции Украины).

Такая позиция согласуется и с предписаниями статьи 11 Конституции Украины, согласно которой государство должно способствовать развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины. 

К тому же согласно статье 53 Конституции Украины гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке либо право на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях.

15 мая 2003 года Украина ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств (Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств" от 15.05.2003 г. N802-IV). Украина признала и предусмотрела существование и свободное применение региональных языков, в т.ч. и русского. 

Предлагаемый законопроект закрепляет то, что изложено в Конституции и в официально действующих в Украине положениях Хартии! Все заявления о неконституционности законопроекта абсолютно голословны и являются не чем иным, как политической демагогией. 

Есть и другая позиция. Явно не сторонники законодательного решения проблемы настаивают на том, что вообще не следует трогать языковую проблему. Во всяком случае - в данное время. А как известно, мы всегда живем именно в "данном времени". Хочу показать несостоятельность и этих тезисов.

1. Должен быть мораторий на рассмотрение в парламенте острых вопросов, разделяющих страну.

Во-первых, такие разговоры возникают только тогда, когда острые вопросы решают с учетом мнения юго-востока. Когда их решал Ющенко, ничего подобного не говорили. Во-вторых, о моратории можно говорить лишь в том случае, если эти вопросы решены в принципе справедливо. А можно ли считать справедливой нормативную практику, сформированную при Ющенко? Можно ли считать справедливым, когда люди не могут прочесть инструкцию к лекарствам на русском языке? Что, двуязычная инструкция угрожает стабильности страны? 

2. Русскому языку в Украине ничто не мешает. Кто хочет, говорит по-русски, включая представителей власти, печатные издания преобладают на русском языке и т. д. и т. п.

Во-первых, если некоторые жизненные явления, хотя  и имея массовый характер, формально противоречат закону, то их стоит узаконить, если в них нет очевидного криминала. Ведь в противном случае будет подтачиваться уважение и доверие к закону вообще. А когда граждане обращаются в органы власти на русском языке и им на русском языке отвечают, это повсеместная практика на юго-востоке, но формально она вне закона! 

Во-вторых. Не все так безобидно. Существует масса инициатив оппозиции по ограничению  русского и других языков в электронных СМИ. Например, законопроект Кириленко "О национальном культурном продукте". Он предполагает, что если кто-то говорит по-русски на ток-шоу, его надо синхронно переводить, так, чтоб языка не было слышно,  хотя и русскоязычные, и украиноязычные участники шоу, как правило, прекрасно друг друга понимают.  А законопроект год назад уже принят в первом чтении, причем - к позору регионалов - с участием их голосов. А П.Мовчан предложил сделать украиноязычными все печатные СМИ, кроме специальных изданий нацменьшинств. 

В-третьих, то, что сказано выше, - это предложения. Но ограничения для русского языка на радио, телевидении, в кинематографе и сейчас очевидны. Говорится, что это делается для защиты украинского языка. Но все эти носители информации становятся вчерашним днем, информация все больше уходит в Интернет. Значит, логика приведет нынешнюю оппозицию к такому контролю над Интернетом, которому позавидует Северная Корея.

А закон, который предлагается, как раз и сделает невозможными все ограничения на информацию, которые бы ввела нынешняя оппозиция. Она, судя по всему, только ради этого и хочет вернуться во власть. Ющенко ушел, но дело его живет! 

3. Закон фактически вводит двуязычие в Украине.

Да! Вводит. Потому что этого хочет большинство граждан Украины! Социологические исследования в течение многих лет свидетельствуют, что 40-45% украинцев поддерживают придание русскому языку статуса второго государственного. Еще около 30% граждан считают, что русский язык должен иметь специальный статус. Именно тот, который и предлагается законопроектом. 

Одна из задач, которая стоит перед общественным движением "Украинский выбор", - реализовать в стране права граждан,  гарантированные Конституцией в языковой сфере. В этом и заключается украинский выбор. 

Ясно одно: если закон наконец-то примут, то на одну тему для политических спекуляций станет меньше. Подавляющее большинство украинцев никогда не будут на стороне тех, кто хочет вбить клин между людьми, которые, и так исторически сложилось, говорят на разных, но таких близких друг другу языках.  Я свободно говорю и на русском, и на украинском языках.  Но когда меня упрекают, почему я предпочитаю общаться на русском, я отвечаю: те, кто меня не хочет понять, не поймут и тогда, когда я говорю на украинском. Для того чтобы понимать других, надо прежде всего этого хотеть.