Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк: Наш рынок такси - дикий

Глава Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк: Наш рынок такси - дикий
Фото: УНИАН/ФБ Андрей Антонюк

Хаос в Украине встречается в самых разных сферах, но рынок такси сумел выделиться даже на этом фоне. "КП в Украине" пообщалась с главой Украинской таксомоторной ассоциации Андреем Антонюком и выяснила: становясь клиентами такси, 99% из которых являются нелегальными, мы абсолютно бесправные и незащищенные.

- Андрей, один из основных вопросов, которые сегодня волнуют всех пассажиров такси, насколько справедливы цены? Было много скандалов, когда в период локдаунов, потопов и т. д. таксисты взвинчивали стоимость перевозки в разы.

- У нас рынок такси - дикий: 99% перевозчиков работают вне правового поля. На рынке царят хаос и анархия, каждый творит, что хочет. Вполне логично, что в такой ситуации цены неадекватные, причем таковыми их считают обе стороны. По мнению перевозчиков, ночью, в выходные дни, днем в будни цены занижены. А вот в часы пик, в период локдаунов или каких-то местных "апокалипсисов", когда, по мнению таксистов, цены наконец-то становятся "нормальными", в глазах пассажиров они слишком завышены. Так что, отвечая на ваш вопрос, да, цены несправедливы.

- А кто должен навести порядок и сделать их справедливыми?

- Создать правила и обеспечить их выполнение должно государство, но, к сожалению, наше государство с этим справиться не может. В цивилизованном мире цены не берутся с "потолка" - все рассчитывается. Скажем, город выставляет требования к автомобилям такси: это должны быть легковые четырехдверные автомобили, не ниже класса С, не старше 5 лет. Взяв эти исходные требования, начинают считать: сколько стоит такой автомобиль, сколько он потребляет топлива, в какую сумму обойдутся ремонт, обслуживание, страховка. Исходя из этих данных считают, сколько стоит подача, километр проезда, минута ожидания, замедленное движение (меньше 25 км в час). Таким образом перевозчики на цивилизованном рынке не задирают и не демпингуют цены, а конкурируют только качеством.

У нас же – полный хаос: цены определяются спросом и предложением.

- Тем не менее, многие клиенты такси считают, что если они заказали машину через приложение, то это гораздо безопаснее и "цивилизованнее", чем ловить машину на дороге "с руки"…

- Когда человек регистрируется в приложении, ему предлагают согласиться с огромным пользовательским соглашением страниц на 25. Подавляющее большинство клиентов – чтобы не сказать, практически все! – это соглашение не читали, но согласились. Между тем, если бы они его прочитали, то узнали бы, что данная компания ни за что не отвечает, а ее водители – это самые независимые люди во всей стране. И все проблемы, возникшие у пассажира во время поездки, - это его проблемы. Вас может везти слепой, глухой, больной водитель, он может к вам приставать, он может вести себя неадекватно, но все это будет исключительно вашей заботой. Украинские посредники услуг такси не собираются выслушивать жалобы пассажиров и, тем более, с ними разбираться. Их бизнес-модель – наплевать на все. В ответ на жалобу клиента, если ситуация будет уж совсем вопиющей, агрегатор пришлет смайлик, в крайнем случае – даст скидку на следующую поездку в 5%. И продолжит нанимать водителей "не глядя".

- Как это "не глядя"?

- В самом прямом смысле слова. Ситуация с набором водителей в Киеве сегодня обстоит так. Даем объявление, что ищем водителя для легальной работы, зарплата – 20-30 тыс. грн. Но при этом водитель должен пройти собеседование (где работодатель посмотрит, как соискатель выглядит, как общается, насколько хорошо знает Киев), медосмотр, оформить все документы. На такое объявление в среднем откликается один человек в неделю.

Даем другое объявление: берем водителей без всяких условий, без медосмотров и оформления, зарплата – 7 тыс. грн в месяц. И на такое объявление десятки откликов в день. Кто эти люди? Зачастую это те, кого не берут даже в дворники, потому что опасаются, что они могут украсть метлу. Но зато их без проблем берут в таксисты.

Основная проблема нашего рынка сегодня заключается в том, что право на нем работать получили все. Люди не то что хорошо города не знают – они могут вообще первый день быть в городе и уже устроиться на работу в такси. Нелегалы готовы работать за копейки, они не знают и не понимают эту профессию. В лучшем случае они просто ничего не заработают и через пару месяцев поймут, что зря потратили время, в худшем – наделают много горя. Но на них сегодня нет управы, и потому им плевать и на пассажиров, и на полицию.

- Нужен закон?

- Закон есть, но он не выполняется. Например, п.151 Постановления КМУ "Об утверждении Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта" от 18 февраля 1997 года гласит, что "водитель такси, который является наемным работником, должен перед выездом на маршрут пройти медосмотр и провести проверку технического состояния транспортного средства с внесением соответствующей отметки в дорожный лист". А согласно пункту 152, "автомобильный самозанятый перевозчик, осуществляющий перевозки на собственном транспортном средстве, обязан проходить один раз в год медосмотр, по результатам которого выдается справка установленного образца", и проводить техобслуживание автомобиля на СТО не реже чем раз в три месяца.

Словом, согласно действующему законодательству, водитель должен быть психически и физически здоров, его машина должна быть технически исправна, плюс он должен быть предпринимателем и платить налоги. 99% перевозчиков на рынке этого не выполняют, и страдает от этого пассажир. Клиент оплачивает услугу, качество которой никто не гарантирует: его может везти глухой туберкулезник на неисправном автомобиле, и ответственности за это никто не несет. Сотни тысяч такси в Украине работают без лицензий, в том числе и те, которые пассажиры заказывают через UBer, Bolt, Uklon. Та же ситуация в свое время была и с "Яндекс.Такси".

- Получается, что на таких перевозчиков и в суд подать нельзя?

- Подать можно, но это бесполезно. Как я уже говорил выше, регистрируясь, вы подписываете пользовательское соглашение, согласно которому, что бы ни случилось – во всем виноваты вы сами. Неудивительно, что в Украине каждый день случаются ДТП с такси, в том числе и со смертельными случаями, но нет ни единого судебного решения в пользу пассажира нелегального такси.

В Украине ДТП с такси случаются едва ли не каждый день. Вопрос в том, кто станет на защиту прав пассажира. Фото: facebook.com/KyivOperativ 

- Наверняка в Украине – по крайней мере в Киеве - есть и легальные такси. Как их найти?

- Легальные такси в Украине, конечно, есть. Они работают в правовом поле, и здесь можно предъявить претензии даже в том случае, если, скажем, водитель по вашему требованию не включил кондиционер, не говоря о чем-то более серьезном. Если говорить конкретно – это, например, "Элит-такси", "Экспресс-такси", White cab и другие.

- Но почему мы о них ничего не знаем и чего им не хватает для счастья? Возможно, у них такие ценники, которые украинцам не по карману? И, кстати, почему таксисты не торопятся переходить в легальный бизнес – дорогие лицензии?

- Лицензия обойдется в 2 тыс. грн на всю жизнь плюс придется платить налоги. Но дело не столько в деньгах, сколько в том, что, став легальным, водитель несет полную ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров. Так уже не получится: врезался в столб, бросил машину и ушел.

Что касается цен, то они у официальных перевозчиков действительно несколько выше, чем по рынку. Но давайте рассуждать логически: у поездок на "убитой" машине за 2 тыс. долларов с нелегальным водителем, который рад заработку в 7 тыс. грн, и у поездки на машине за 25 тыс. долларов с официально работающим водителем на конкурентной зарплате, просто не может быть одинаковая цена! Но, получая уровень сервиса выше в разы, клиент легальных перевозчиков платит в  среднем всего на 25% дороже.

Кстати, в час пик и другое время повышенного спроса легальные перевозчики тоже поднимают цены. Правда, не в 3-4 раза, как нелегалы, а на 15-20% - так что выйдет даже дешевле. Но людям, которые в спешке заказывают машину, некогда изучать рынок и сравнивать цены. Они заходят в привычное приложение и делают заказ, даже если цена их очень неприятно удивляет.

Еще один бонус использования услуг легальных перевозчиков заключается в том, что они могут ехать по полосе общественного транспорта, что значительно сокращает время на поездку по пробкам. Таким правом пользуются именно такси с лицензией. И проверить это очень легко: полиция едет какое-то время сзади за таким автомобилем, пробивает номер по базе, и если такого номера нет в реестре лицензиантов, выписывается штраф.

И, наконец, если с участием нелегальных перевозчиков случаются несколько ДТП в день, то официальные такси попадают в аварию пару раз в год.

Но, несмотря на все вышесказанное, сегодняшняя ситуация на рынке такси сложилась не в пользу легального бизнеса и не в пользу думающего пассажира.

- Допустим, после этого нашего интервью пассажиры начнут переходить в категорию "думающих". Что им нужно сделать?

- На самом деле сделать они могут не так уж много: выбрать легального перевозчика и пользоваться его услугами. Дело в том, что пассажир не может потребовать у водителя, например, справку о состоянии здоровья – это может сделать только полицейский. Но проблема в том, что полиция не хочет этим заниматься!

В свое время на ГАИ было много нареканий – в частности, на взятки. Никто не спорит: взятки – это неправильно и нехорошо. Но, тем не менее, сотрудники ГАИ стимулировали водителей вести себя по правилам и не наглеть.

После реформы ГАИ основным контролером на дорогах должна была стать Нацполиция. В том числе - проверять документы у перевозчиков, выявлять нелегалов. Нацполиция этого не делает, так что на маршрут могут выйти водители и в алкогольном, и в наркотическом опьянении, и психически нездоровые, и т.д.

В 2019-м я судился с Нацполицией и выиграл: суд признал бездеятельность полиции противоправной. Но Нацполиция с этим не согласилась и, вместо того чтобы выполнять свои обязанности (как минимум, останавливать машины с "шашечками" и проверять документы) подала апелляцию. Апелляционный суд они тоже проиграли, но и это не заставило их что-то делать. Проблема в том, что это - госструктура. Нельзя наложить арест на их имущество и, например, вернуть мне деньги, потраченные на суды и адвокатов.

Так что суд мы выиграли, а Нацполиция продолжает бездействовать. Так сказать, боевая ничья.

А пассажир как был бесправен, так и остался. И осенью ситуация ухудшится – этот рынок ждет еще больший хаос. Люди вернутся с отдыха и дач, начнет восстанавливаться деловая активность, город снова часами будет стоять в пробках, машин будет не хватать, и такси серьезно подорожают.

Но у нас проблемы пассажиров никого не волнуют. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Мне кажется, трудно подобрать формулировку, которая характеризовала бы этот рынок лучше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Взвинченные цены, наркоманы и алкоголики за рулем. Что происходит с такси в Украине

Новости по теме: Такси Актуальное интервью