Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

50 лет назад в Африке началась гражданская война. Между шимпанзе

50 лет назад в Африке началась гражданская война. Между шимпанзе
Фото: Shutterstock

Многолетняя гражданская война между шимпанзе, проживавшими в Танзании, первая, о которой стало известно людям, продемонстрировала: мы и в самом деле очень похожи. Даже не тем, что воинственны примерно в равной степени. Признанная ныне в научном мире способность человекообразных обезьян вести многолетние боевые действия в составе организованных групп - эдаких карательных отрядов - шокирует куда больше. Хотя не должна бы. Ведь шимпанзе ближайшие родственники людей, у нас полно общих генов - 93,6 процента. Такое сходство просто обязано себя проявлять не только внешне.

О том, что шимпанзе не просто дерутся из-за самок или бананов, а воюют сознательно и с оглядкой, рассказала легендарная британская исследовательница Джейн Гудолл. Поселившись в танзанийском национальном парке Гомбе-Стрим рядом с приматами, которые находились в естественной среде обитания, она обнаружила, что ее соседи мыслят и тактически, и стратегически, планируя наступательные операции.

До 1971 года шимпанзе довольно многочисленного "племени" Касакела (Kasakela) жили мирно на севере парка. Но потом перессорились. Дело дошло до раскола. Образовавшаяся группа сепаратистов, которую назвали Кагама, ушла на юг. По сути, сбежала за границу. Началась своего рода холодная война. Шимпанзе предпочитали не встречаться с иммигрантами, завидев бывших соотечественников, рычали, кричали, скалили зубы, делали угрожающие жесты, а порой кидались камнями и размахивали палками. Касакела на то время насчитывали 8 взрослых самцов и 12 самок. Кагама - 6 самцов и 3 самки. И в том и в другом племени было множество детенышей.

К 1974 году взаимоотношения новоявленных противников обострились до предела, то есть до смертоубийства.

По свидетельству Джейн Гудолл, которое приводит журнал National Geographic, 7 января отряд Касакела из 8 самцов предпринял рейд на территорию Кагама. Там они окружили прежнего земляка - самца по имени Годи, поймали его и били до тех пор, пока не убили. Убитому первым делом оторвали гениталии, а тело разодрали на части и съели.

Кстати, Джейн Гудолл первая уличила шимпанзе и в каннибализме, и вообще в поедании мяса - например, более мелких приматов, на которых те охотились. Прежде шимпанзе считали вегетарианцами.

Организовать контрнаступление Кагама не смогли - слишком неравными были силы. И сопротивления они почти не оказывали - бое­способные самцы в основном прятались. Касакела их находили и ликвидировали поодиночке. Убили всех шестерых. Потом занялись самками. Одну убили, остальных взяли в плен вместе с детенышами. И установили контроль на захваченной территории.

Тут бы закончить войну и провести демобилизацию, но легко одержанная победа воодушевила агрессоров. Чуть передохнув, они вторглись еще и в сопредельное "государство" - к шимпанзе племени Каланде. Однако тактика, приносившая прежде успех, не сработала. Самцы нового противника не стали прятаться по деревьям, а объединились в свой отряд, куда более мощный и многочисленный, отразили несколько атак и в ходе боев, которые продолжались еще несколько лет, отвоевали у Касакела часть их территории и пару самок. Боевые действия закончились в 1978 году и больше не возобновлялись.

Шимпанзе в Танзании по сей день живут более-менее мирно. А ученые продолжают недоумевать. Они до сих пор не пришли к единому мнению, из-за чего же началась гражданская война. По одной из гипотез, причина была экономическая и весьма банальная. Шимпанзе не поделили кормушки, которые установила Джейн Гудолл. То есть по­убивали друг друга из-за гуманитарной помощи.

В любом случае шимпанзе действовали вполне себе по-людски. Чем сильно огорчили исследовательницу. В одной из своих книг она написала: "В течение первых десяти лет я считала, что шимпанзе парка Гомбе по большей части были лучше людей… Затем мы внезапно обнаружили, что шимпанзе могут быть жестокими, что у них, как и у нас, есть более темная сторона их натуры…"

КСТАТИ

Они и говорить бы могли!

Асиф Газанфар из Принстонского университета вместе с коллегами из Университета Вены обнаружили: голосовой аппарат обезьян устроен так, что способен генерировать человекообразные звуки и комбинировать их в слова. Так почему они молчат? Потому что все-таки отличаются от нас. Ученые не исключают, что причиной безмолвности наших ближайших генетических родственников едва заметное генетическое отклонение и стало. Из-за него даже человекообразные обезьяны не могут управлять мышцами рта и гортани так, чтобы издавать членораздельные звуки.

Ученые считают, что обезьянам нравятся низкие и продолжительные звуки. Фото: Кадр из фильма "Волосатая история", 2004 г.

В ТЕМУ

Ничто человеческое им не чуждо

Обезьяны молятся или музицируют...

Приматологи из Института эволюционной антропологии Макса Планка и их коллеги из разных стран, более 30 человек, который год пытаются объяснить странное поведение шимпанзе, которое они наблюдают в Западной Африке. Представители нескольких местных сообществ время от времени собираются в небольшие группы и кидают камни в стволы деревьев.

Впервые столкнувшись с феноменом, ученые предположили, что шимпанзе кому-то поклоняются - тому, кто, по их мнению, заключен в дереве. СМИ идея понравилась. "Мы присутствуем при зарождении религии у обезьян!" - сделали вывод некоторые.

В самом деле, в действиях наших ближайших генетических родственников можно углядеть элементы какого-то культового обряда, в котором участвует пустотелое дерево. Самцы приносят к нему камни весом от 200 граммов до 17 килограммов, затихают, будто бы медитируя, а затем с воплями и визгом бросают камни в дупло или в само дерево. Бросают и уходят. Ученые находили "святилища" с десятками камней внутри или рядом. Гипотезу о ритуальных действиях шимпанзе они опубликовали в журнале Nature.

Спустя несколько лет приматологи выдвинули другую гипотезу, которую изложили уже в журнале Science. Предположили, что ритуал связан со звуками - теми, которые извлекают шимпанзе, попадая камнями в дерево. Извлекают специально. Из любви к искусству, что называется, эти "бум" обезьянам просто нравятся.

Установив микрофоны, ученые определили, что более всего обезьянам нравятся низкие и продолжительные звуки. Именно такие они чаще всего и извлекали. Иными словами, деревья у обезьян - это музыкальные инструменты. Кидая в них камни, шимпанзе музицируют. "Шимпанзе создают "рок-музыку", кидая камни в деревья" - так назвали свой ролик исследователи. И тем самым намекнули, что творчество мохнатых братьев по разуму пока ограничено роком: партиями для ударных и вокала, за который вполне можно принять вопли, которыми обезьяны сопровождают метание музыкальных камней. Эдакое первобытное шоу "Голос".

...изготавливают инструменты и готовят пищу...

О шимпанзе, обитающих в заповеднике Bili Uere на севере Демократической Республики Конго, немецкие ученые все из того же Института эволюционной антропологии Макса Планка и их коллеги из Варшавского университета рассказали в журнале Folia Primatologica.

По словам руководителя научного коллектива Тарстона Хикса, за 12 лет, пока продолжались исследования, удалось найти многочисленные инструменты, изготовленные обезьянами для добычи и приготовления пищи.

Чтобы собирать муравьев, шимпанзе мастерят палочки разной длины и толщины. Специальными прочными прутиками они извлекают из гнезд съедобных пчел. Улиток, черепах и куски термитников они измельчают - растирают твердыми "терками". Из земли обезьяны выкапывают еду с помощью палок-копалок. Почти как примитивные люди.

...поступают по справедливости

Решив узнать, насколько справедливыми могут быть поступки обезьян, американские ученые из Университета Джорджии втянули шимпанзе в игру под названием "Ультиматум" - классическую в психологических экспериментах, проводимых для оценки чувства справедливости у людей.

По ходу игры надо справедливо распределять некие блага. Участвуют двое. Если это люди, то кому-то дают некоторую сумму денег, которую необходимо разделить с партнером по игре. Если партнер одобряет предлагаемый вариант раздела, тогда каждому участнику будет причитаться некоторая сумма согласно установленным договоренностям. Но если другой участник посчитает выделенную ему сумму несправедливой, то никто ничего не получит.

Шимпанзе, играя в свою игру, делили банан. Или сладкий тростник. Ученые ожидали, что обезьяны всегда будут поступать эгоистично, то есть захотят взять себе больше, а партнеру предложить меньше. Так сначала и было. Но после серии отказов от нечестного, по мнению парт­нера, предложения шимпанзе стали стараться делить банан поровну. Примерно так же поступают и люди, играющие в человеческий "Ультиматум".

Выводы ученых. Во-первых, шимпанзе оценивают справедливость поступков сородичей не хуже человека. Во-вторых, само чувство справедливости, похоже, врожденное - досталось людям от далеких предков, а не развилось в процессе эволюции и социализации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Под влиянием человека шимпанзе начали глупеть

Новости по теме: Обезьяна ученые