Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Реформа школы: классы сократят, а учеников отправят в училища. Или в лицеи

Реформа школы: классы сократят, а учеников отправят в училища. Или в лицеи
Фото: архив "КП" в Украине

В Верховной Раде утвердили законопроект, согласно которому будут ликвидированы выпускные классы. Согласно законопроекту № 4629-1, дети до 9 класса будут учиться в гимназиях, а выпускники, они же старшеклассники – в лицеях. При этом здания лицеев будут располагаться отдельно от гимназий, по сути, они станут самостоятельными учреждениями.

Такой формат изначально планировалось внедрить в 2024 году, но сейчас эти планы перенесены на 1 сентября 2027 года.

Конечно же, законопроект вызвал переполох – ведь не все дети, даже вне зависимостей от способностей, смогут попасть в эти лицеи.

Сделать старшую школу эффективнее

"КП в Украине" пообщалась с одним из авторов законопроекта и его инициатором, народным депутатом партии "Слуга народа" Сергеем Колебошиным.

Сергей Колебошин. Фото: facebook.com/sergey.koleboshyn

- Мы сейчас находимся примерно в средине реформы среднего образования "Новая украинская школа", которая была начата еще в 2017 году. Она уже прошла 4 класса, мы двигаемся во вторую фазу, это 5-9 класс. Ну и далее, в третью ступень – 10-12 классы, - говорит нардеп Сергей Колебошин. - С моей точки зрения это наиболее сложный и ответственный этап.

По его мнению, чем ближе к окончанию школы, тем важнее аспект специализации и взгляды на будущее.

Но самое главное – меняется сам смысл обучения. Сейчас дети рассматривают 10-11-е классы как подготовку к ВНО. Особенно 11-й класс, где выпускникам приходится изучать, помимо выбранных на ВНО предметов, еще и полтора десятка тех, которые они сдавать не собираются. А это в итоге приводит к своего рода сделке между школой и учеником – учителя закрывают глаза на то, что их предметы становятся менее важными для выпускников.

- Все исследования утверждают: для поднятия качества образования, особенно в старшей школе, наилучший путь – отделенная профильная школа, когда 10-12-е классы учатся отдельно от 1-9-х классов. Ибо там будет уже профилизация. Во многих странах Европы старшие школы отделены от средней и младшей, - говорит Сергей Колебошин.

Два типа лицеев

Концепция предусматривает лицеи двух направленностей: академичный и профессиональный.

Профессиональный – это апгрейд профтехучилища, где ребенок получает специализацию и идет либо работать, либо учиться дальше.  Планируется, что при школах можно будет получить прикладные специальности, востребованные сегодня на рынке труда. Например, повар, швея, программист, моряк.

Академичный лицей – это когда ребенок выбирает профиль, например, математический или физико-химический, и получает знания в этой сфере, а дальше идет в вуз по этому же направлению. Программа не будет перегружена ненужным количеством предметов, которое существует сейчас.

Впрочем, наш собеседник признает – такая модель не заработает в сельской местности, а иногда и в некоторых городах.

- А для больших городов реально сделать лицеи с минимум 300 детей на 10-12-е классы, - говорит Колебошин.  

В законе "О полном общем среднем образовании" есть норма, согласно которой основателями лицеев могут быть либо областные советы, либо города с населением 50 и более тысяч человек.

- У нас децентрализация, есть большое число громад, и мы уверены, что можем основать мощные лицеи. Но только если громада способна выполнить лицензионные требования. Мы против банальной смены вывески в школах, где качество образования хромает, - отмечает Сергей Колебошин.

Одна надежда на школьный автобус

Есть нюанс: если младшую школу привязывали к месту жительства ребенка, то старшая школа может находиться дальше, чем начальная. В связи с этим, главное требование к громадам - обеспечить вариативность в выборе профиля для детей. Грубо говоря, чтобы ребенок со способностями к языкам и истории не был вынужден мучиться три года на физмате, потому что в другой лицей из его села невозможно доехать.

- Минимальное количество профилей, даже если ребенок живет в отдаленном селе, три - в виде минимум двух классов. Не меньше. Чтобы ребенок имел право на выбор и мог получать образование именно того направления, которое подходит ему. Эту задачу должен выполнять лицей. Как три профиля делят на два класса? Поделив детей на подгруппы по минимум 8 человек, - объясняет депутат.

На вопрос о том, зачем в законопроекте указана норма два класса с минимум по 25 человек в каждом, наш собеседник ответил так:

- Это количество, которое берется Минфином для расчета образовательной субвенции. Это нормальная мировая практика. И так будет удобно делить на группы и профили. Думали не прописывать число детей, но есть риски - в Законе "Об образовании" указано минимальное число детей в классе - пять. И может произойти подмена понятий. Тогда выпускные классы начнут создавать исходя из пяти, что приведет к огромным затратам на такое образование. Громады не вытянут.

Единственное исключение сделано для районов в горной местности, с сложностью добираться в другое село. Им разрешено открывать лицей с одним классом.

Для остальных – школьный автобус в помощь. В теории: ребенок сел в него, проехал полчаса, отучился день, а после уроков на школьном автобусе вернулся домой. Но это в теории.

Проблему хотят решить при помощи школьных автобусов. Фото: pixel2013 с сайта pixabay

Норму нужно изменить

- Требование про 2 класса по 25 человек - прямое вмешательство в решения органов местного самоуправления. Только они должны определять, как основатели школ и лицеев, сколько должно быть в классе детей. От количества никоим образом не зависит качество, - уверен эксперт по вопросам образования Андрей Черных.

При этом эксперт уверен – в закон внесут правку и норму по количеству детей в классе уменьшат.

Аналитик аналитического центра Ассоциации городов Украины Татьяна Куценко входила в состав рабочей группы, которая рассматривала этот законопроект. И по ее словам, многие замечания и пожелания законодателями уже учтены.

- Мы отстояли норму, что лицеи смогут создавать в том числе и сельские громады. До этого они были ограничены в таком праве. Но там есть и другие проблемные нормы, - говорит Татьяна Куценко.

Главная из которых – это 25 детей, два класса и три образовательных профиля. Для этого нужно соответствующее кадровое и материальное обеспечение учебного заведения. Именно это школы сельских громад и ставит в тупик.

- Мы считаем, что такая норма нивелирует возможность 270 громад создавать лицеи. То есть каждая пятая громада в Украине! Поскольку у них меньше детей в старших классах, чем требует норма закона, - говорит Татьяна Куценко. - У нас средняя наполняемость классов по Украине и городских и сельских в старших классах - 18,6. То есть до 19 учеников. А в сельской местности 14.

В итоге, в погоне за качеством образования забывают о его доступности. И это заставит некоторых детей учиться в лицеях, которые находятся далеко от их домов. А значит, придется жить в пансионах…

- Есть возможность при лицеях создавать пансионы, но хватит ли у органов местного самоуправления на них средств? Тогда это ляжет на плечи родителей. И будет, как в училищах, когда дети живут в общежитиях за счет родителей, - считает Татьяна Куценко. - У некоторых громад затраты на поддержку образования до 80% от общего размера бюджета. Громады и так очень нагружены.

- Очень сложно спрогнозировать, где и в какой школе будет добор, а где нет. Поскольку речь идет не просто о двух классах по 25 детей, но еще и о профилях, которых должно быть минимум три в одном лицее. И ребенок выбирает, где ему учиться, именно отталкиваясь от профилизации. Но может сложиться, что нужного профиля в ближайшей школе не окажется, - продолжает Куценко.

Говорить о том, как собираются реализовать именно эту часть нововведения, пока рано, так как не разработаны государственные стандарты профилей.

Благо требование об отдельном здании для лицеистов на сегодняшний день упразднено. Потому никакой отдельный корпус под старшеклассников пока не нужен. Они и дальше будут спокойно учиться с младшими и средними классами. 

МНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В преподавательской среде о предлагаемом депутатами законопроекте знают и говорят немногие, поскольку речь идет о требованиях, которые вступят в силу аж в 2027 году. А за этот период может еще очень многое измениться в плане реформирования образовательной системы. Но кто детально ознакомился с его пунктами, у того уже возник целый ряд вопросов.

Попробуем разобраться в ситуации на примере города Шостка из Сумской области. В Шостке, по официальным данным, около 74 тысяч жителей. Школ 12, часть крупные, но большинство - нет. Некоторые примыкают к микрорайонам, окружающим город. В последние ходят дети из этих же микрорайонов и ближайших сел, а в первые, как правило, жители города.

- Набрать два старших класса по 25 человек в самой большой школе города получается и сейчас. В этом году у нас выпускалось в 11-А классе 22 человека, в 11-Б - 28 человек. А всего в нашей школе учится почти тысяча детей. У нас самая большая школа в городе, - говорит одна из преподавателей Шосткинской специализированной школы І-ІІІ степеней. – Но в школах, расположенных в микрорайонах, ситуация другая, там в 11-м классе всего один класс максимум на 20 детей может быть. Они это число не доберут, чтобы стать лицеем.

Да и детей в Украине больше не становится. И связано это с огромным количеством факторов: уровень жизни, экономика, общественные тренды, здоровье и т.д.

- Более десяти лет назад наша школа вообще работала в две смены. А сейчас даже в пятые классы набираем три класса вместо четырех. Детей становится меньше даже у нас. По три класса в других школах по городу практически нет. Первоклашек в этом году набрали тоже не 4 класса, а три, - говорит преподаватель. -  В селе Перемога, которое недалеко от нашего города, вообще закрыли школу, потому что там два года подряд не набирался первый класс. Оттуда теперь возят детей автобусом в другое село.

Преподаватели встревожены грядущими переменами, поскольку им непонятно, что будет с их работой. Для подавляющего большинства учителей старшие классы - это одна из основных статей дохода, так как на них приходится большинство часов. А теперь старших классов может просто не стать. И тут либо часть учителей подтянут к работе с детьми на базе крупных лицеев, либо часть преподавателей останется без часов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Реформа высшего образования: когда украинские вузы будут конкурировать с европейскими

Новости по теме: закон об образовании Школы