Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

День без покупок: история и цель мероприятия

День без покупок: история и цель мероприятия
Фото: By Brave New.wikimedia.

День без покупок (Buy nothing day) проходит ежегодно в последние дни ноября. В Северной Америке, Великобритании, Финляндии и Швеции он отмечается после Дня Благодарения, одновременно с Черной Пятницей. В остальных странах событие проводится на следующий день после нее – в субботу, 28 ноября.

История основания Дня без покупок

Идея "Дня без покупок" появилась еще в 1992 году у канадского рекламиста Теда Дейва, который утверждает, что  реклама обманывает, когда обещает, что мы станем счастливее, если приобретем больше вещей. Дэйв организовал коллективный протест против рекламной и маркетинговой индустрии, создающей иллюзию необходимости все большего и большего потребления, назвав его "No Shop Day" - в сущности, смысл в названии был таким же, что и у "Buy nothing day". Тогдашний девиз кампании в оригинале звучал как "Достаточно - значит достаточно!" ("Enough is enough!").

Через некоторое время идея Теда привлекла внимание медиа-активиста Калле Ласна, основавшего в 1989 году в Ванкувере анти-консьюмеристскую организацию под названием Adbusters Media Foundation (СМИ против рекламы), в которую входят художники, писатели, преподаватели, студенты и предприниматели.

С 1995 года журнал Adbusters и его онлайн-версия начинает активно продвигать идеологию "Дня без покупок". Впервые широкое внимание мировых медиа к движению Buy Nothing Day было привлечено в 1999 году, в дни массовых протестов против Всемирной Торговой Организации, вошедших в историю как "Битва за Сиэттл". В 1997 году праздник перенесли на следующий после "черной пятницы" день. С 2000-го года Buy nothing day отмечается в США, Великобритании, Израиле, Австрии и других странах – всего в нем принимает участие более 65 стран.

Цель Дня без покупок

По словам организатора мероприятия, цель "Дня без покупок" -  дать понять человечеству, что кроме товаров в мире есть много более ценных и интересных вещей. В этот день участники Buy nothing day не делают вообще никаких покупок. Они призывают свои семьи, друзей и всех остальных забыть о бумажнике и кредитных карточках хотя бы на одни сутки. Советуют "отключиться от шоппинга, ставшего частью ежедневной рутины, и вернуться обратно в жизнь".

Участники  Buy nothing day продвигают событие как альтернативу безумному шоппингу, к которому подталкивает ошеломляющее количество рекламы.  Они говорят о том, что день с семьей и с друзьями, за чтением книги или просто в прогулке за городом – намного лучше.

Участником Дня без покупок может стать любой человек. Для этого нужно лишь воздержаться  от любых покупок.

Цель Вuy nothing day - продержаться сутки без покупок. Фото: verdict.co.uk

Мероприятия на Buy nothing day

День без покупок - полностью самоорганизационное событие. Его участники самостоятельно организовываются, договариваются о встречах, планах и действиях на этот день. В последние годы к движению Buy nothing day присоединяются также группы верующих людей, озабоченные предельной коммерциализацией Рождества. 

Обычно участники Дня без покупок проводят в этот день театрализованные шествия и представления. Устраивают "зомби-прогулки" по торговым центрам и популярным местам шопинга: длительное время бродят по рядам с пустым взглядом и опущенными руками. Когда их спрашивают, чем они занимаются, то заявляют, что ничего не покупают. Некоторые участники берут на такие прогулки тележки и часами бродят с ними между рядами, ничего туда не кладя.

По телевизору  транслируются антирекламные ролики, в СМИ  публикуются антирекламные объявления. В некоторых странах участники Buy nothing day не только ничего не покупают в течение суток, но и выключают свет, телевизоры, компьютеры и другие приборы. Машины припаркованы, а телефоны выключены от восхода до заката. Однако к таким мерам прибегают немногие.

Во многих странах в День без покупок проводится акция обмена одежды "Ничего не покупай". В течение ноября все желающие сдают ее организаторам одежду для благотворительности, которую потом раздают всем нуждающимся.

Украина присоединилась к Дню без покупок несколько лет назад. Как и прочие его участники,  наши сограждане в этот день отказываются от покупок и жертвуют одежду. Однако в 2020-м в связи с пандемией коронавируса и действием карантина выходного дня никаких массовых мероприятий не запланировано.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Черная пятница-2020: как нас обманывают

Новости по теме: покупки Черная пятница