Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Недвижимость Донецка: "однушка" на окраине за $2500 и "элитка" в центре за $200 000

Недвижимость Донецка:
Фото: Фото: архив «КП»

Донецкая недвижимость до войны, конечно, уступала в цене киевской, но котировалась неплохо. Город развивался, расстраивался (в хорошем смысле слова), а после Евро-2012 планы вообще были амбициознее некуда, в том числе и на жилое строительство, но… Вот уже шесть лет донецкий рынок недвижимости если не замер окончательно, то еле дышит, а последние события и вовсе могут добить эту сферу.

Все дело в том, что в мае этого года "власти" решили не признавать доверенности на сделки с недвижимостью, выданные за пределами "республики". Под удар попали не только украинские, но и российские нотариальные документы. Чего хотели этим добиться – неизвестно, но в результате и без того измочаленный карантином рынок просел ниже некуда.

- У нас было очень много сделок по доверенностям, почти половина или даже чуть больше. Люди уехали, у них остались здесь квартиры, они оформляли документы на доверенных лиц, которые продавали тут жилье за небольшой процент, а основную сумму переправляли бывшим хозяевам, – рассказала "КП" в Украине" донецкий риелтор Анна. – Можно спорить об этичности или законности этой процедуры сколько угодно, но факт остается фактом: переселенцы выручали хоть сколько-нибудь денег за оставленные квартиры, что позволяло им сделать первый взнос, например, по кредиту на новое жилье на подконтрольной территории. Да, по украинскому законодательству эта сделка незаконна, поскольку не проходит ни через один реестр и юридически переселенец остается собственником жилья в Донецке, Макеевке или Горловке, к примеру. По законам так называемой "ДНР" - у жилья новый владелец и документы.

Квартиры для граждан России

Рынок донецкой недвижимости увидел дно в середине 2014 года, когда жители начали массово покидать город из-за военных действий. Пресловутое "вернемся через две недели, когда все закончится" не оправдало ожиданий. К концу осени стало понятно, что уехавшие застряли надолго, и надо что-то делать. Также было понятно и то, что в обстреливаемом городе найти покупателей на недвижимость будет затруднительно, поэтому шли на любые уступки. Трехкомнатные квартиры в самом центре отдавали за скромные $15 000 - 20 000, почти в пять-семь раз дешевле их довоенной стоимости. "Элитка" гордо держала цену пару лет, но потом, убедившись, что желающих купить квартиру за $200 000 - 300 000 (пусть даже с паркингом и видом на зеленый массив) нет, слегка умерила аппетиты.

- В 2015 году сделки были мелкие – бюджетные "однушки", например, и почему-то народ захотел брать так называемые "квартиры на земле". Наверное, все дело было в подсобном хозяйстве… В 2016 году был наплыв россиян – они покупали неплохие квартиры - двухкомнатные в центре, хорошие квартиры в новых домах в спальных районах, на Текстильщике, в Ленинском районе за $15 000 – 20 000. Самые терпеливые дожидались, когда хозяева сбросят цены на "квадраты" в центре, и покупали недорого квартиры в "профессорских" домах, у бывшего гастронома "Москва" (центр города), - рассказывает Анна. – Да, тогда квартиры в спальных районах просто "улетали", в день мы могли регистрировать до пяти сделок. Из обрывков разговоров граждан России, которые были покупателями, мы сделали вывод, что приезжал отец семейства, покупал квартиру для семьи, с учетом школы, больницы, магазинов рядом, а остальные собирались перебираться позже. Были у нас покупатели из Томска, Омска, Иркутска, много из Ростовской области…

Квартира с мобильной связью - дороже

Риелторы говорят, россияне не могли поверить в столь низкие цены в областном центре. Их не смущала даже война. Вот они и присматривались к элитной недвижимости.

"Для истинных ценителей красивой жизни", "Нам есть чем вас удивить", "Современный дом для самых требовательных покупателей" - не скупились риелторы в описаниях домов и квартир стоимостью до полумиллиона долларов.

- В 2016 году достаточно было написать, что в дом не было попаданий или он находится не в опасном районе – и сразу находились покупатели. Когда в Донецке три месяца отсутствовала связь Vodafone, на окраинах – в Петровском, Кировском, Куйбышевском районах - еще можно было ее поймать из Авдеевки, Курахово, Марьинки. Так продавцы требовали дописать это в объявление по продаже жилья и увеличить цену на $2000-3000. И да, находились покупатели, которым было важно иметь связь. Тогда жилье на Петровке немножко приподнялось в цене, ведь там совсем было все плохо, район очень страдал от обстрелов. А в те три месяца отсутствия "водафона" мы продали несколько квартир, - рассказала риелтор.

К слову, надежды на россиян, которые заберут "элитку", не оправдались. Риелтор вспомнила, что за последние четыре года удалось продать дом на окраине Донецка за $150 000, и то посреднику от гражданина Украины.

- Какими соображениями руководствовался покупатель, выкладывая такую сумму за дом, возле которого расположился то ли штаб, то ли воинская часть, – нам непонятно, - разводит руками риелтор Анна.

Двухуровневые квартиры, дизайнерские студио и пятикомнатные апартаменты, которые хозяева пытаются продать в зоне боевых действий за $100 000 - 200 000, могли бы стать символом то ли неукротимой стойкости, то ли необычайной жадности. Если из телевизора постоянно напоминают людям, что в Донецке война, разрушения и смерть, то откуда там возьмутся "ценители красивой жизни?

В интернете можно найти жилье на любой вкус, но желающих его купить с каждым днем становится все меньше. Соцсети

"Однушка" по цене "трешки"

Нет доверенностей – нет продаж. Дончане продают друг другу жилье не так чтобы часто. Рынок, можно сказать, мертв. Стоимость жилья опять понемногу ползет вниз.

Самым бюджетным была и остается окраинная Петровка – за $2500–3000 там можно купить не самую "убитую однушку". За эти же деньги уходят "метры" и в других районах - в "красной зоне" по обстрелам. Если в квартире имеется бытовая техника и мебель, требуется не капитальный, а косметический ремонт, то цена подрастает – и это уже $5000–6000. Впрочем, чем дальше от Петровского райисполкома и ближе к линии разграничения, тем опять дешевле жилье.

В интернете можно найти жилье на любой вкус, но желающих его купить с каждым днем становится все меньше. Соцсети

Спальные районы, не пострадавшие от боевых действий, ценятся выше.

Приличные квартиры стартуют здесь от $800–10 000 за однокомнатные, $12 000-15 000 – двухкомнатные, до $20 000 – "трешки", $22 000–25 000 – четырехкомнатные квартиры, на которых спрос невелик.

Жилые массивы в центре держат марку, и здесь жилплощадь дорожает еще на $2000-3000. После указанных мест начинается "красная зона", и купить-продать здесь жилье можно очень дешево.

Самый дорогой район - традиционно Ворошиловский, центральный. Называть усредненные цены на "квадраты" тут дело неблагодарное, слишком уж большой разбег. Можно купить "однушку" по цене "трешки" на Петровке, а можно попасть на хозяев, которые очень спешат выехать из Донецка и готовы продать свои апартаменты с евроремонтом и охраной за цену двухкомнатной квартиры на Калиновке. Известно точно, что в сталинских домах квартиры, когда-то давно "просевшие" в цене, вновь слегка подорожали и не считаются дешевыми. Риелторы связывают это с тем, что у домов периода Донецка-Сталино сохранилась какая-никакая самобытность, они достаточно теплые, с высокими потолками и в них неплохие коммуникации, о которых позаботились солидные бывшие хозяева. Впрочем, продавать свои апартаменты именно в этом районе люди особо не спешат, для многих это "родовые семейные гнезда", куда они еще надеются вернуться.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Риелторы в законе: Как может измениться рынок недвижимости после принятия скандального законопроекта