Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

До всемирного признания "Щедрика" Леонтович не дожил полгода

До всемирного признания
Фото: Фото: allWomens

В 2019 году исполнится 100 лет пятой редакции "Щедрика", а впервые она прозвучала на публике 103 года назад. 

Отталкивался от народных песен

Мелодию, которую узнают на слух едва ли не в каждом уголке мира, Николай Леонтович дорабатывал долгие годы.  У знаменитой рождественской песни было аж пять редакций - примерно с 1901-го по 1919 год.

Начало было положено, когда Леонтовичу было 24 года. Недавний семинарист, из музобразования - изучение церковной музыки, занятия в хоре, попытки обработки народных песен. Для души немного музицировал на флейте и скрипке.

"С таким небольшим музыкальным багажом, но с большим юношеским запалом я приступил к организации ни много ни мало - целого оркестра", - писал композитор в своих дневниках. 

Странный учитель начал обучать сельских мальчишек игре на скрипке (тому немногому, что знал сам). Лекции и практика шли каждый день для двух классов - через полтора месяца ученики молодого педагога перешли от основ к "легким пьескам".

Не только скрипки, но и виолончель, тромбон, флейту корнет Леонтович купил для будущего оркестра за свои деньги. Первое выступление на публике было успешным, правда, музыкального материала для "самопального" оркестра не хватало.

"Мне пришлось самому составлять оркестровые партитуры, используя фортепианные пьесы разных авторов. Пришлось обращаться к моим собственным аранжировкам народных песен", - писал Леонтович. 

Исследователи считают, что первая редакция "Щедрика" была написана в это время. 

Через полтора года работы организатор оркестра признал - восемь его учеников играли на своих инструментах уже куда лучше учителя. Следовательно, учителю надо учиться больше.

Фото: uk.wikipedia.org

Не сломать, а освоить новое

Композитор и теоретик музыки Сергей Протопопов вспоминал, с Николаем Леонтовичем он познакомился в 1914 году, а до того много слышал о нем от своего наставника Болеслава Яворского - у известнейшего теоретика музыки занимался и Леонтович. 

"Первые занятия для обоих были сложными. Трудности для ученика были в необходимости перестроения своего музыкального мировоззрения, ограниченного хоровой, регентской практикой. Другие композиционные способы вызывали у Леонтовича чувство протеста, - пересказывал Протопопов историю, услышанную от Яворского. - "Щедрик" был написан во время занятий в Москве". 

Исследователи же считают, что речь идет о новой редакции песни, к которой Яворской выдвинул жесткое "техническое задание" из 10 пунктов. Среди прочего было указано, что песня не должна быть куплетной формы. 

"Николай Дмитриевич этой формы свято придерживался, считая всякое покушение на нее бесовским делом", - отмечал Сергей Протопопов. 

Сам Болеслав Яворской в письме к Григорию Веревке писал: "Леонтович панически боялся "свободного" обращения с текстом - повторов, дроблений, неодновременного произношения текста, пения закрытым ртом. Еще одно мое предписание он все никак не мог довести до яркого образца - не смотреть на народный запев как на что-то законченное. Припев дан же для развития материала". 

Уроки Яворского пали в благодатную почву. Позже критики и музыковеды отметят, что обработки народных песен Леонтович вывел на абсолютно новый уровень - они не были скованы в канонах музыкально-фольклорных формул. 

Уже первое исполнение "Щедрика" на публике в 1916 году имело невероятный успех - впервые о Леонтовиче заговорили как об уникальном музыкальном самородке в композиторской среде, предлагали переехать в столицу.

 

Carol of the Bells 

Протопопов вспоминал, как сам услышал "Щедрика". Дело было в Киеве в 1918 году. Тогда Яворской чуть ли не силком заставил Леонтовича сыграть что-нибудь для компании из своего творчества. Леонтович все отнекивался, мол, он с фортепиано совсем не в ладах. 

"Он действительно неважно исполнял свои работы, но вскоре это забылось,- вспоминал Протопопов, признавшись, что снова и снова заставлял Леонтовича играть свои обработки. - За эти 4 года он очень изменился. В 1914 году он производил впечатление стеснительного человека, а в 1918-м он держался свободно и с большим достоинством".

Новый 1919 год Протопопов встречал вместе с Яворским и группой Народной консерватории - "Щедрик" пели без конца и края. Позже композитор увез песни Леонтовича с собой в Москву. 

Дочь Леонтовича вспоминает, что отец начал растворяться в славе, замахнувшись даже на написание оперы. 

"Отец ни минуты не бывал дома днем, отдавался своим музыкальным делам целиком", - писала в мемуарах Галина Леонтович. 

До всемирного признания композитор не дожил. Убегая от большевиков из Киева, Леонтович вернулся на Виннитчину, но и там его нашли. 23 января 1921 года Афанасий Грищенко, агент Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, застрелил композитора в его же доме. 

В этом же году 5 октября хор имени Александра Кошица выступал в "Карнеги-Холле", и там на весь мир прозвучала украинская колядка. 

Через 15 лет после триумфа в Америке текст к мелодии Леонтовича переделал американец украинского происхождения Петр Вильговский. И сейчас в мире каждый знает мелодию Carol of the Bells. Она быстро стала главной рождественской песней сначала Штатов, а затем и всего мира. В Канаде "Щедрик" известен как "Новооткрытый сфинкс", в Великобритании его называют "Новогодней серенадой", в странах Латинской Америки - "Песней большого очарования". Вот только мало кто вспоминает, что создатель ее - украинский композитор Николай Леонтович. 

Хор Александра Кошица прославил "Щедрика" на весь мир. Фото: tyzhden.ua

КСТАТИ

Где звучит мелодия?

Мелодия часто употребляется в фильмах, мульт­фильмах и сериалах. Услышать ее можно в "Симпсонах", "Южном парке", "Гриффинах", "Менталисте", "Западном крыле", "Крепкий орешек-2", "Один дома", "У зеркала два лица", "Гарри Поттер и узник Азкабана".

БЫЛ СЛУЧАЙ

Сбежали после песни

Хор под руководством Александра Кошица, который и познакомил зарубежного слушателя с украинскими колядками, с тех гастролей домой так и не вернулся. 80 певцов отправились в турне в 1919 году: посетили ближнее зарубежье, Западную Европу, а затем отправились за океан. Пока хор пел в Канаде, Мексике, Кубе, Уругвае, Бразилии, Украина стала частью СССР, поэтому возвращаться на родину, оккупированную большевиками, артисты не решились и остались жить в Штатах полным составом.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Почему "ластівочка" прилетает на Рождество? 

Текст песни древний. До XV века Новый год на Руси праздновался в марте, и эти песни выполняли функции веснянок, то есть начинали весенний цикл, поэтому в некоторых колядках и щедровках остались упоминания о прилете птиц или цветах. 

В честь "Щедрика" Национальный банк Украины выпустил аж две монеты - номиналом в 5 и 20 грн. В 2017-м эти серебряные 20 грн назвали лучшей монетой года. Фото: icoins.com.ua

Почему не щедровка, а колядка?

С песней приключилась жанровая метаморфоза - из разряда щедровок, песен, которые исполняются на старый Новый год, "Щедрик" перешел в число песен, которые поются на Рождество. Для колядки церковные мотивы не обязательны. 

Новости по теме: Песни