Астрофизик Константин Батыгин: Открытие девятой планеты мы обмывали водкой, виски и саке!

Фото: Автору научной сенсации еще нет и 30 лет. Фото: Damian Dovarganes/AP Photo

Все мировые СМИ взахлеб обсуждают известие об открытии девятой планеты Солнечной системы. Приоритет в этом принадлежит русскому астрофизику, профессору Калифорнийского технологического института Константину Батыгину. Я позвонил автору сенсации в Америку.

- Константин, примите поздравления! За эти дни вы уже успели почувствовать себя знаменитым человеком?

- Пока я стараюсь не сойти с ума от того, что происходит. Я раздал множество интервью, получил огромное количество звонков от коллег и друзей, которые поздравляют меня и моего соавтора Майка Брайна с нашими расчетами. Но чувствую ли я себя Элвисом Пресли? Наверное, нет. Под окнами моего дома не дежурят поклонницы.

О ПЛАНЕТЕ Х ДОЧКА УЗНАЛА РАНЬШЕ АКАДЕМИКОВ

- Вы русский по происхождению, но из страны уехали еще в раннем детстве...

- Если вы обратили внимание, я говорю по-русски без акцента, хотя когда родители уезжали из России, мне было восемь лет. У меня уникальный интернациональный жизненный опыт. Детский сад и первый класс школы я окончил в России. Потом мы переехали в Японию - отца пригласили в институт физико-химических исследований RIKEN в пригороде Токио. Там я ходил в обычную японскую начальную школу. В Японии мы прожили шесть лет. В Америку родители переехали, когда мне было уже 13 лет. Здесь я окончил университет и аспирантуру, работаю. Мне сложно идентифицировать себя как выходца из какой-то одной страны. Это комбинация России, Японии и Америки.

- Я знаю отличный способ, чтобы определить вашу принадлежность к той или иной национальной научной школе. Скажите, чем вы обмывали ваше открытие? Это была водка, виски или, может быть, саке?

- Я выпил все, что в тот момент было под рукой. Тогда по вашей классификации получается, что я русский ученый (смеется).

- Вы связи с Россией поддерживаете - семейные или научные?

- Семейные в первую очередь, потому что у меня русская жена. Правда, мы с ней познакомились здесь, в Америке, еще подростками. С некоторыми русскими учеными я переписываюсь по электронной почте. Но совместных проектов у нас нет.

- При слове "Россия" какие самые яркие воспоминания детства приходят?

- Я родился в 1986 году, когда перестройка была в самом начале. Страну захлестнула волна недовольства, и я принял активное участие в этих событиях.

- Серьезно?

- Шучу. Лично я был недоволен тихим часом в детском саду. На самом деле у меня всплывают в голове обычные воспоминания детства: светит солнце, рядом мама и папа, все счастливы.

- Вашей дочке четыре года. На каком языке вы ей сказки на ночь рассказываете?

- Это тоже комбинация: английский, русский, японский. А поскольку моя жена говорит еще и по-французски, то мы пытаемся и сказки Шарля Перро в оригинале туда впихнуть.

- Дочка уже знает, что Солнечная система состоит из девяти планет?

- Она узнала об этом гораздо раньше, чем многие академики.

Фото: Катерина МАРТИНОВИЧ

О ВКЛАДЕ МАКСИМА ГАЛКИНА

- У новой планеты пока нет названия. Ее называют Планета Х. У первооткрывателей есть приоритет в выборе имени. Есть у вас мысли, как эта планета должна называться?

- Я не очень много думал на эту тему. Мы с Майком между собой называли эту планету Джордж…

- Почему?

- Это астрономический прикол. Первооткрыватель Урана Уильям Гершель сначала хотел назвать свою планету Джордж - в честь правившего тогда в Англии короля Георга. Он рассчитывал, что в ответ получит покровительство высочайшей особы. Но король быстро сошел с ума - и планета получила другое название. Так что, когда мы имеем дело с вечностью, надо уметь подняться выше мирской суеты.

- А другие идеи были?

- Жене Ольге я сказал, что назову планету "Белая стрекоза любви"…

- Простите, что?

- Мы с женой смотрели русское телевидение. Шло шоу "Точь-в-точь". И кто-то, по-моему, Максим Галкин, делал пародию, которая называлась "Белая стрекоза любви". Я давно так не смеялся. Но это шутка, конечно. По моему мнению, вопрос с выбором названия планеты надо доверить людям куда более серьезным. Нужно широкое общественное обсуждение. Когда планету найдут, а пока мы ее вычислили математически, это название останется на весь тот срок, пока существует человечество.

- Вам нет еще и 30 лет, а вы уже автор открытия мирового значения. Как вам, иммигранту, удалось добиться успеха в чужой стране?

- Тут две вещи помогли. Первое - это интуиция родителей. Мой папа физик, он работает с ускорителями заряженных частиц. Его работа повлияла на мой выбор. Папа в курсе моих исследований, мы обсуждаем мои математические расчеты. В то же время родители не мешали мне жить своими интересами. Я занимался карате-годзю-рю. Играл на гитаре в рок-группе "Седьмой сезон". Мы выпустили компакт-диск и давали множество концертов в барах, которые находились у черта на куличках, и порой нашими слушателями были лишь 2 - 3 подвыпивших завсегдатая. К астрофизике у меня не было прямого интереса до университета. А там мне здорово повезло с учителями. И это моя вторая удача.

А ПРОВЕРИТЬ?

На поиски уйдет до восьми лет

- Скептики говорят, что рано праздновать победу, потому что существование девятой планеты надо подтвердить прямыми наблюдениями...

- Планета Нептун тоже сначала была рассчитана и предсказана французским математиком Леверье в 1846 году и только потом открыта астрономически. Но я согласен: пока планету не удалось поймать на камеру, мы не можем быть уверены в том, что она действительно существует. Мы начали наш поиск с помощью японской обсерватории "Субару", она находится на Гавайских островах.

- Сколько времени уйдет на поиски?

- Если быть пессимистом, то максимум лет восемь. Если быть оптимистом, то мы можем уложиться в год или два.

- От чего это зависит?

- Первое: от положения планеты на орбите. Она может находиться сейчас в ближней к нам точке или в дальней. Второе - банально время наблюдений, которое Национальная обсерватория может дать нам или кому-то еще на этот проект.

- С обывательской точки зрения всегда казалось, что самый мощный телескоп, которым обладает человечество, это "Хаббл". Он создан для поиска планет.

- "Хаббл" - как снайперская винтовка. Если вам нужно увидеть в деталях что-то очень далеко, то "Хаббл" - это лучшее, что можно придумать. Но если вам, условно говоря, нужно найти ключи, которые вы потеряли в комнате, оптический прицел только усложнит задачу. "Субару" видит более широкий участок неба. А вот когда планета будет открыта, "Хаббл" можно использовать, чтобы уточнить ее характеристики.

- Когда вы приступите к наблюдениям?

- У нас было несколько сессий. Но времени дают не очень много. А тут важна непрерывность наблюдений. Потому что эффект, который позволит нам найти и увидеть планету, это движение Земли.

- Можете объяснить это простыми словами?

- Представьте, что вы фотографируете пейзаж из окна машины на большой скорости. На снимках вы легко определите, что деревья ближе к вам, чем облака, потому что деревья размыты. То же самое и звездное небо: по снимкам вы можете понять, что эта быстро передвигающаяся точка - планета, которая находится в Солнечной системе, а не далекая неподвижная звезда в галактике. Для нас не самоцель первым увидеть девятую планету. Если ее кто-то найдет раньше, тоже хорошо. Главное, что мы подтвердим правоту своих расчетов.