Загрузить еще

В Донбассе блокпост превратили в госграницу

В Донбассе блокпост превратили в госграницу
Фото: Фото: «Украинское фото»

Губернатор Донецкой области Павел Жебривский обещал торжественное открытие нового блокпоста на артемовском направлении - в Зайцево. Тут же анонсировал и старт продажи продуктов и лекарств для жителей зоны АТО - своеобразный "дьюти-фри" в буферной зоне. Власти уверяли: после этих двух событий очереди пойдут через "кордон" быстрее, а у людей с неподконтрольных территорий наконец-то появится возможность купить еду и медикаменты не втридорога и без выезда за "границу".

"КП" в Украине" отправилась к линии соприкосновения, чтобы посмотреть, сократились ли тянучки и что можно купить в "дьюти-фри" на блокпосту. 

Утром в понедельник мы уперлись в хвост огромной очереди примерно в пяти километрах от "границы": ну все, похоже, приехали…

- О, тоже начитались новостей и рассчитывали быстро проскочить? - не скрывая раздражения, обращается к нам мужик на обочине. - Вон на пять машин впереди те, кто стоит здесь со вчера. Тоже надеялись на европейский подход, быстрый проезд, а в итоге ночевали в поле.

Пассажиры последних ста машин признаются: к новому блокпосту даже не ходили - далеко.

- Его даже не видно! - сетует дончанка Ирина Ефименко. - На рассвете мы дошли примерно до половины очереди, там есть те, кто видел "неведому зверушку". Рассказывают: новый асфальт, 4 полосы, пластиковые будки -точно как на госгранице.  

Выглядит новый контрольный пункт по-европейски, а вот пропускают еще "по старинке" - по одной машине. Фото: facebook.com/zhebrivskyi

Вспоминаю: и правда, еще накануне губернатор рассказывал: строили новый КПП по польскому образцу. 

- А рынки? - спрашиваю.

- Нет никаких рынков, не открыли! Стройка вовсю! - говорит женщина. 

Взяв воды и накрыв голову от солнца (в степях около блокпостов даже с утра не меньше +30), мы отправились в "дорожку дальнюю" - искать начало очереди.

Не прошло и часа пешей прогулки по обочине, как вдали показался украинский флаг. К белым кабинкам погранконтроля (строения с фундаментом - явно не временные) дорога расширялась, а в воздухе пахло краской - свежую разметку, казалось, нанесли не больше суток назад.

Если закрыть глаза на огромные очереди машин и раздраженных людей на обочинах, то красота - около заборов кадки с декоративными кипарисами, вдалеке приветственные плакаты в национальных цветах. 

Впрочем, ни кипарисы, ни плакаты не помогают очереди двигаться быстрее. На огромном свежеасфальтированном пространстве пограничников всего трое - сосредоточенно проверяют багажник старенькой "девятки". В пакетах детские вещи и продукты. 

- Уже полчаса так, - разводит руками отец семейства в мини-бусике, который в очереди следующий. - Мы почти сутки стоим. Если подъезжаем на одну машину за полчаса - то хорошо. Ездим часто, но таких досмотров еще не видели. Видимо, теперь госграница не только внешне, но и по уровню досмотров. 

Люди в очереди не скрывают раздражения: по-европейски оборудованный пункт пропуска (похожие стоят на границе с Польшей во Львовской области) работает через пень колоду. 

- "Карманы" как минимум для шести машин, а в итоге проверяют все равно по одной, - жалуется водитель автобуса Виктор Низовенко. - Полосы четыре, но очередь на выезд направляют все равно в одну, в остальных крутятся катки и экскаваторы - вон там рынок строят!  

Об обещанном логистическом центре напоминает только не до конца заасфальтированная площадка. Люди в очереди недоумевают: как же так, открытие обещали сначала две недели назад, потом перенесли на День Независимости, но по виду похоже, что стройка началась едва ли неделю назад.

Областные власти уверяют: продавать продукты и лекарства на блокпосту артемовского направления начнут сегодня.  

- Логистический центр там будет открыт во вторник (22 августа. - Прим. авт.), крайний срок среда, - заявил глава обл­администрации Павел Жебривский в выходные. - В Новотроицком (мариупольское направление. - Прим. авт.) - через неделю после открытия первого. Первая проблема задержки - это охрана банков, которые должны функционировать в логистических центрах. Ее должна вести вневедомственная охрана, в то же время законодательно не урегулировано нахождение вневедомственной охраны между 2-м и 3-м оборонительными рубежами. Также открытие замедляет одновременное строительство логистического центра и перенос КПП.

Новости по теме: блокпост ООС (АТО)