Загрузить еще

"Идите к Мише - он делает чудеса"

Фото: Михаил Сарапулов разработал собственную методику восстановления деток с ДЦП. Фото: Надежда Тесля

"Невролог удивился, что Богдан ходит"

На днях первые самостоятельные шаги сделал полуторагодовалый Богдан Падалка. Еще зимой он не мог сидеть. Таким малышам после года ставят диагноз ДЦП и оформляют инвалидность. Но этому ребенку повезло - полгода назад с ним начал заниматься Михаил Сарапулов. Четыре курса реабилитации по его методике и ежедневные упражнения с родителями дома дали прекрасный результат - малыш пошел!

- Мы с сыном были у невролога. Она очень удивилась, что Богдан стоит на ногах и ходит. А о возможном диагнозе ДЦП в больнице даже никто не вспоминал, - рассказывает мама мальчика Наталья.

В год Дима Овчаренко, у которого диагноз ДЦП, не мог держать даже голову, когда родители принесли его к Михаилу. К двум годам мальчик уже шагал вдоль стены. К сожалению, ребенку понадобилась операция. После двух общих наркозов малыш снова потерял способность самостоятельно двигаться. Реабилитацию пришлось начинать заново.

- Сейчас Дима уже самостоятельно сидит (мальчику уже три года. - Ред.), хорошо ползает, у него включились ягодичные мышцы. Это значит, что он пойдет, - рассказывает мама Виктория Овчаренко. - Если сын пойдет, то только благодаря Мише и его ученикам. Дима очень любит этого человека, называет его "мой Миша".

Семье Тимченко врач перинатального центра сказала: "Идите к Мише - он делает чудеса. Он очень многим помог". Малышу Володе тогда было 6 месяцев, ножки - скрюченные из-за сильного тонуса, ручка отведена назад. Сейчас мальчик держит голову, может сидеть с поддержкой, берет ручками, ползет потихоньку. Начал говорить.

- От лекарств мы отказались полностью - только занятия у Миши и ежедневные упражнения дома! - говорит бабушка Володи Делита Тимченко.

За помощью к Михаилу ходят спортсмены, чиновники высокого ранга и даже олигархи. В частности, Михаил помог справиться с травмой плеча олимпийскому чемпиону тяжелоатлету Алексею Торохтию.

Когда годовалого Диму Овчаренко привели к Михаилу, он не держал голову. Сейчас ребенку три, и мама надеется, что малыш скоро пойдет. Фото: Виктория Овчаренко

При рождении пережил клиническую смерть

Реабилитацией больных детей 33-летний Михаил Сарапулов занимается больше восьми лет. Он как никто понимает состояние таких деток, потому что сам всю жизнь пытается восстановить свою руку. Из-за родовой травмы левая рука Миши до кончиков пальцев была парализована. В момент рождения он пережил клиническую смерть. Врачи говорили его маме: молите Бога, чтобы отошел. А потом была долгая реабилитация. Первые полтора года своей жизни  Михаил провел в больнице. Родители спасали сына как могли - лекарствами, массажами. По мнению Михаила, именно физические упражнения, спорт восстановили здоровье. Сначала это была "шведская стенка", потом -  гимнастика по журналу "Здоровье", затем спорт - ходьба, бег, лыжные гонки, биатлон, бокс, тайский бокс, триатлон.

- Я катался на лыжах с одной рукой, потому что левой не мог удержать палку. Но усиленно разрабатывал ее эспандером. А через год даже выиграл районные соревнования, - вспоминает Михаил.

Еще большим достижением было поступить и удержаться в Харьковской областной школе олимпийского резерва. Сначала для него было страшной задачей "выйти на брусья" - ведь как можно повиснуть на плече, которого не чувствуешь? Но огромная сила воли и упорный труд помогли справиться с этой задачей, впрочем, как и со многими другими.

- Я прошел тяжелый путь и всегда много искал, рыскал по всем видам спорта. У меня был главный вопрос: как я могу себя излечить? - говорит Михаил. - Я понял: движения - это жизнь. Путем физических нагрузок - максимальных, запредельных - организм, видно, включает какие-то дополнительные ресурсы и начинает, может быть, даже оживлять себя. Ведь я же могу сейчас "включать" свое плечо. Могу сделать упражнения, которые не под силу даже здоровому человеку. 

О том, что он может восстанавливать других, Михаил узнал случайно. По соседству с ним жила девочка Надя, страдающая детским церебральным параличом. В 12 лет она не могла самостоятельно сидеть. Ее бабушка попросила Михаила помочь. Он начал заниматься с Надей - 2 часа утром и 2 часа вечером. Через три месяца Надя пошла с палочкой. 

- Особенно удивились те, кто в глаза мне говорил, мол, не трать времени зря, этот ребенок никогда в жизни не встанет на ноги. Но никто не имеет права такое говорить. У каждого есть шанс, - уверен Михаил. 

В ТЕМУ

Формула восстановления

Михаил закончил Харьковскую академию физической культуры, изучил всевозможные массажные техники, обучался у московского невролога Дмитрия Сандакова, получил медицинское образование. Плюс личный опыт и спортивные достижения. Это все помогло ему вывести свою формулу восстановления здоровья. 

У детей с двигательными нарушениями после года начинают быстро развиваться так называемые патологические рефлексы. Так организм пытается приспособиться к патологии и жить с ней. Задача реабилитологов, придерживающихся данной методики, - вернуть организму правильные, заложенные природой рефлексы. Важно придерживаться естественной системы развития человека. Личный опыт Михаила Сарапулова и годы работы с больными детьми показали, что это - правильный и эффективный путь. Но в отличие от родителей и медиков свои достижения как реабилитолога Михаил не считает чудом. На самом деле это ежедневный тяжелый труд.

- Методика называется "Физическая интеграция" - объединение всех физических функций человека, - объясняет реабилитолог. - Если говорить простыми словами, самое основное - следить за тем, чтобы максимально устанавливались установочные рефлексы. Если речь идет о ДЦП, то это движения головы, шеи по правильной оси - максимально включаем мышцы, которые отвечают за это. 

Сейчас для реабилитации детей с ДЦП Михаил использует 12 методик, из которых три - его собственные. Тут и  массажи, физкультура, рефлексотерапия, точечные массажи, миофасциальный релиз (особая форма растяжения тканей. - Ред.), краниосакральная терапия (методика восстановления целостности человеческого организма путем восстановления его внутренних вибраций. - Ред.). Использует Михаил знания психологии и биомеханики, а также обучает  правильным движениям ребенка и родителей, которые будут выполнять с ним задания дома. 

Сейчас в списке у Михаила 160 детей, которые ожидают его помощи. Михаил работает по 12 часов в сутки. По утрам у него отекают руки, но и отказаться от работы он не может. Время играет против больных детей. Если начать заниматься с малышом, страдающим ДЦП, до года, то вероятность того, что он восстановит свое здоровье и пойдет, значительно выше. Но чем старше становится ребенок, тем сложнее добиться положительных результатов. В последние годы реабилитолог старается обучить своей методике как можно больше специалистов, которые могли бы помогать детям с разными двигательными нарушениями. А поскольку многие семьи больных детей не имеют финансовой возможности для их реабилитации, то Михаил и его ученики еще и ищут меценатов для своих подопечных.

- Больно думать, насколько беззащитны эти дети. И понимать, что с ними будет, если им не помочь. Поэтому, насколько у меня хватит сил, буду ими заниматься, - говорит Михаил Сарапулов.