Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
2 мая
Загрузить еще

Григорий Шупик прошел через войну, летая на самолетах под номером 13

Григорий Шупик прошел через войну, летая на самолетах под номером 13
Фото: Шупик присваивал своим самолетам N13.

Григорий Шупик родился в 1915 году в селе Борщаговка Киево-Святошинского района. К сожалению, о цивильной жизни  героя Советского Союза известно мало. Так, сохранились данные о том, что в 1935 году он окончил Артемовский керамико-механический техникум и аэроклуб. В 1936 году был призван в ряды Красной Армии. Стал курсантом Киевского авиационного училища, которое закончил в 1937 году и служил в должности летчика-инструктора. С 1940 года был инструктором в Днепропетровской авиашколе.

На войну Григорий отправился с первого дня. Воевал на Южном, Северо-Кавказском, 2-м Белорусском фронтах. Кроме того, штурмовал крепости, в составе 4-й воздушной армии, Кенингсберга, Данщига, Гдыни. Участвовал в Берлинской операции.

Везунчик

Григорий летал под номером N13.  За годы войны его дважды сбивали и дважды – ранили. Каждый раз он возвращался обратно на фронт и, получая новый самолет, писал на нем N13, отмечая, что он вовсе не суеверный.

 - Не раз мысленно прощался с жизнью, терял душевное равновесие. И тот, кто  утверждает, что он  никогда  ничего  не  боялся,  не трусил, мягко выражаясь, неточен. Осенью меня перевели в штурмовую авиацию, - вспоминал после войны Шупик.

Григорий Шупик совершил 249 боевых полетов. Фото: Википедия. 

Одной из наиболее запомнившихся операций для Григория стал штурм Данцига. Окруженный советскими войсками, город яростно отбивался на суше и на море огнем своих орудий, пулеметов, зенитных батарей. По нескольку раз в день штурмовики поднимались в воздух, бомбили вражеские батареи и корабли, но огонь противника все еще был интенсивным.

- При подходе к Данцигу, в мою тяжело груженную машину угодил зенитный снаряд. Какая досада! Жалко зря сбросить дорогой бомбовый груз, не причинив вреда противнику. В этот момент я заметил вражескую батарею, притаившуюся у мельницы. Развернул еще послушный мне самолет и пускаю все гостинцы на нее. А самолет уже теряет скорость. Кругом лес. Садиться некуда. Вдруг вижу маленькую полянку. Устремляюсь под телефонные провода. Израненная машина ползет брюхом по грязи. Стоп. Уперлась носом в деревья... К счастью, взрыва не последовало. Самолет спасен! Мои дружки потом подшучивали: "Ты, Шупик, не иначе, как в рубашке родился". Везучий, - рассказывал майор.

Всего во время войны Шупик осуществил 249 боевых вылетов. Последний раз он поднимался в воздух на штурмовике Ил-2  в начале мая 1945 года, когда повел группу машин на остров Рюген и бомбовым ударом потопил вражеский корабль.  

А через месяц прославленный летчик шагал в колонне лучших воинов 2-го Белорусского фронта по Красной площади на параде Победы.

Награды

В 1945 году Шупику присвоили звание Героя Советского Союза.  Кроме того, Григория наградили орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.

Майор в запасе

После войны Шупик ушел в запас – дало знать о себе одно из ранений. В 1946 году он вернулся домой. Поступил в Киевский университет Шевченко. Окончил Высшую партийную школу, был в органах МВД. До последнего дня жил в Киеве.

Умер  6 июля 1992 года.  Похоронили его на Софийско-Борщаговском кладбище.

Похоронен герой Советского Союза в Киеве. Фото: kiev-necropol.narod.ru 

 

Новости по теме: День в истории История