Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
15 мая
Загрузить еще

Афера в духе "Бриллиантовой руки": трехкилограммовый рубин за 3 миллиона долларов прислали в Сибирь по почте

Афера в духе
Фото: Фото: кадр из фильма.
"Поскользнулся, упал. Очнулся - гипс". Помните, какую изощренную схему для переправки драгоценностей из-за границы в СССР разработали контрабандисты в комедии Леонида Гайдая? Современные дельцы заморачиваться не стали. Дорогой камень из Африки отправили в Иркутск... почтой.
 
Это громкое дело сейчас раскручивают сибирские полицейские, повязавшие при попытке продать посылочку троих местных жителей. По оценке экспертов, камень весом три килограмма - рубин, и стоит он около 3 миллионов долларов. Продавцам по статье о незаконной продаже драгоценных камней грозит до семи лет лишения свободы. 
 
Минералоги считают, что иркутский "булыжник" родом из Танзании. И хотя в вопросе, рубин ли это, эксперты разошлись (см. "Компетентно"), любопытно выяснить: а как вообще всплывают на черном рынке такие камни? 
 
- В этом бизнесе вертятся сотни миллиардов долларов, - рассказал "Комсомолке" источник в правоохранительных органах, занимающийся "ювелирной" мафией. - А серые, то есть нелегальные, камни составляют до половины рынка драгоценностей в России. Криминальное сырье частенько поставляется из Африки - из Конго, Анголы или той же Танзании.
 
Конкретно "рубиновой" или "изумрудной" мафии не существует. Рубины, к примеру, в России сейчас не добываются. А те, кто занимается контрабандой, берут и рубины,  и бриллианты, и изумруды. 
 
Камни на черный рынок попадают по нескольким сценариям.
Фото: пресс-служба ГУ МВД по Иркутской области.
 
Сами себе старатели
 
По закону недра принадлежат государству. То есть если вы в огороде выкопаете изумруд, не спешите его ставить на полку серванта. Камень нужно сдать государству. А оно, оценив находку, заплатит вам полагающуюся часть стоимости. Это по закону. Но... есть варианты.
 
В местах добычи драгоценных камней и металлов всегда есть ответвления породы, полувыработанные шахты, где добыча сырья в промышленных масштабах нерентабельна. Такие рудники государство сдает в аренду частникам. Те занимаются добычей. А часть находок утаивают - и "сливают" перекупщикам. Можно и не организовывать артель, а действовать в одиночку, нелегально, на свой страх и риск.
 
Но камень мало добыть. Его еще надо легализовать. Как и те серые драгоценности, которые поступают к нам контрабандой из-за рубежа. И тут вступает в действие вторая схема.
 
Сокровища тещиных стульев
 
Теща Ипполита Воробьянинова завещала нелюбимому зятю свои брильянты, спрятанные в стулья. Аналогичную схему применяют ловкие дельцы, чтобы "обелить" камни с черного рынка. Владелец рубина, топаза или сапфира с криминальным прошлым обращается к государству: "Бабушка на смертном одре завещала мне камешек. Откуда взяла, спросить не успел. Сдаю вот, как полагается". С этим заявлением необязательно идти в полицию или прокуратуру - можно, скажем, в банк. 
 
Банк оценит "наследство" и выдаст депозитный сертификат. С этим документом можно обратиться в любой другой банк мира и получить по нему живые деньги.
 
Дым волынских топазов
 
"Каменный" бизнес очень сплетен с банковским. В 90-х нечистые на руку банкиры делали себе состояния именно с помощью камешков. Специалист по драгоценным камням - геммолог, эксперт Гохрана Александр Хомов рассказал "КП" об этом способе обогащения:
 
- В первой половине 90-х в банковском мире стало нарицательным выражение "волынский топаз" - настолько типичной была схема этой аферы. Волынский топаз считается ничем не примечательным камнем. Стоил тогда 4 - 6 долларов за грамм. А бразильские топазы ценились по 900 долларов за карат, а в одном грамме 5 карат. Московские частные банки охотно скупали килограммовые волынские топазы. И оценивали их по меркам бразильских топазов - на сотни миллионов долларов. Такой камешек клали в уставной фонд. Набирали под него кредитов у Центробанка. А потом... лопались, и никто не мог найти концы. Вкладчики роптали, правоохранители бросались искать уставной капитал. Открывают сейфы - а там лежат обыкновенные волынские топазы, но с ценниками по $20 млн... 
 
Судя по тому, как ведут себя основные мировые валюты, интерес к драгоценным камням будет расти: люди пытаются сберечь свои деньги. Поднимется и черный рынок - на нем ведь всегда более привлекательные условия. И посыплются истории в роде иркутской - о 3-, 4-, 15-килограммовых камешках, то ли драгоценных, то ли не очень. 
 
КОМПЕТЕНТНО 
 
А цвет не тот! 
 
Иркутский рубин стоит, по оценкам местных экспертов, 100 млн. рублей.
 
- Образец уникальный, - говорит доктор геолого-минералогических наук, профессор Иркутского государственного технического университета Раиса Лобацкая. - Это головка очень большого кристалла, который раскололся в природе, - рубина. Музейный образец превосходного качества. По всей видимости, продавцы не понимали, что никто такой камень не купит. Не знали, что даже при легальной добыче камень был бы отдан в музей.
 
Правда, геммолог, эксперт Гохрана Александр Хомов, которому мы показали фото камня, выразил сомнение:
 
- Похоже, это не рубин, а корунд. Рубин должен иметь прозрачный, алый цвет, без примесей. Все остальное - корунды. Рубин - драгоценный камень, а другие корунды (кроме сапфира) - нет. 
 
Самый большой рубин в мире - размером с куриное яйцо, не более. В 3 кг весом - такого я не встречал! А трехкилограммовый корунд не может стоить 3 млн. долларов - он не так дорог... 
 
Что это за камень на самом деле и какова его реальная стоимость, предстоит выяснить следствию.