Ученые наконец объяснили, почему Венера кажется больше Юпитера

Фото: Ученые выяснили, почему Венера кажется больше Юпитера. Фото с сайта esoreiter.ru.

Конечно, Венера находится ближе Юпитера и поэтому кажется больше. Но если бы ответ на этот вопрос был таким простым, то его не искал бы в 16 веке сам Галилео Галилей. Да и сотни других ученых не бились бы над решением этой астрономической загадки целых четыре столетия.

Все мы еще со средней школы знаем, что Юпитер больше Венеры в 4 раза. И тем не менее, невооруженным глазом он кажется едва ли не вдвое меньше. Все становится на свои места, если посмотреть на планеты через телескоп.

Близость к Земле, относительная, конечно, по сравнению с Юпитером, естественно, играет свою роль в визуальном восприятии Венеры и Юпитера невооруженным глазом, но она не главная причина этого феномена. Более крупные, чем на самом деле, размеры Венере придает светящийся ореол вокруг этой планеты. Эта яркая корона визуально увеличивает ее размеры в 8-10 раз. Галилео Галилей первым догадался, что яркий ореол вокруг Венеры может иметь какое-то отношение к феномену, но он больше склонялся к другому объяснению. По мнению великого итальянского ученого, виновато преломление световых лучей.

Только сейчас ученые неопровержимо доказали, что обманчивое впечатление о размерах Венеры возникает из-за того, что чувствительные к свету клетки, расположенные в задней части наших глаз, по-разному реагируют на находящиеся на темном фоне и освещенные с разной силой изображения. Если не вдаваться в подробности деятельности мозга человека, то в упрощенном виде можно сказать, сообщает журнал Proceedings of the National Academy of Sciences, что Венера кажется больше Юпитера, потому что она ярче.

Ближе всех к ответу на поставленный Галилеем вопрос, пишет Independent, подошел немецкий физик и врач 19 века Герман фон Гельмгольц. Гельмгольц считал, что во всем виновата не оптическая иллюзия, а иллюзия блеска, как он ее назвал. Края ярко освещенного предмета нечеткие. Этот эффект увеличивается нашим мозгом и заставляет нас думать, что весь предмет значительно больше, чем на самом деле.