Загрузить еще

Ровно 50 лет назад произошло невероятное событие: самолет посадили на воду в центре Ленинграда

Тридцатилетний летчик Виктор Мостовой сумел ювелирно вписать самолет между двумя мостами. 44 пассажира и семь членов экипажа остались целы и невредимы. 

Из нескольких десятков аварийных посадок на воды океанов, морей и рек удачных было не более пяти. Оно и неудивительно. Скорость снижения авиалайнеров весьма большая и плотность воды по отношению к врывающемуся в нее предмету становится такой, что самолет ломает, как спичку. Если у экипажа остаются для спасения считаные минуты, а то и секунды, осуществить виртуозную посадку крайне нелегко.
 
Но что же случилось с самолетом в Ленинграде?
 
Поломка при взлете
 
В то утро Ту-124 совершал обычный рейс из Таллина в Москву. При взлете произошла поломка механизма переднего шасси. Проще сказать, вывалился болт.
 
Без этой детали "передняя нога" самолета не выпускалась, а это означало, что совершить посадку без угрозы для жизни пассажиров нельзя. Самолет, как правило, опрокидывается. 
 
Оставалось одно - садиться на брюхо на глубоко вспаханную землю. Но еще до того необходимо было выработать большую часть топлива, чтобы избежать взрыва. 
 
Вырабатывая керосин, авиалайнер летал кругами вокруг города. Все проходило в штатном режиме до того момента, пока прямо над Смольным не заглохли турбины. Расходомеры топлива того времени были неточными. 
 
Теплилась надежда, что самолет дотянет до полосы планирующим способом. Но он стал слишком быстро терять высоту.
Ту-124 вытаскивают со дна Невы. Фото: автор.
 
О секундах свысока
 
На принятие решения у Мостового оставались лишь секунды. Ту-124 под углом около тридцати градусов падал на исторический центр мегаполиса. Садиться было некуда.
 
Кроме реки.
 
"Иди на Неву!" - крикнул Виктору второй пилот Василий Чеченев, бывший гидролетчик. Мостовой и сам отлично понимал, что другого выхода нет. Работая штурвалом, Виктор сумел направить авиалайнер в сторону строящегося моста Александра Невского. В этом месте река не делает поворотов и достаточно широка.
Преодолев высокие фермы Большеохтинского моста на высоте всего сорок метров, самолет прошел над одной из опор, едва не задев ее. Вода уже касалась самолета, когда прямо по курсу появился буксир. Последним рывком штурвалов Мостовому и Чеченеву удалось приподнять авиалайнер и пройти над мачтой. После этого Ту-124 вспорол невскую гладь.
 
С момента остановки турбин прошло четырнадцать секунд! Мощное встречное течение реки помогло погасить скорость. Самолет застыл всего в ста метрах от Финляндского моста.
 
Ну а тот кораблик, в который они едва не врезались, им же и помог - отбуксировал самолет. Командир буксира Юрий Поршин сумел завести крыло тонущего авиалайнера на стоявшие у берега плоты. По нему пассажиры смогли выйти на сушу.
 
А на том берегу…
 
Посмотреть на при-воднившийся пассажирский самолет пришли тысячи ленинградцев. 
 
Автору этого материала повезло - удалось сделать пару любительских фотографий. У остальных фотографов пленки отобрали сотрудники КГБ.
 
Я видел пассажиров и экипаж, стоявших на берегу за оцеплением. Вид у большинства был ужасный. У одних лица были бледные, у других зеленоватые. 
 
Среди толпы заметно выделялся Виктор Мостовой. Он был бодр, хотя и заметно возбужден. Приятный лицом, в синей аэрофлотовской форме, он выглядел героем. Как и положено капитану, он вышел последним. Только те, кто был рядом, видели, как у него тряслись руки.
 
Поскольку все были живы и здоровы, оставалось подать автобусы, чтобы отвезти людей в "Пулково". Предлагали поехать и на поезде. Но, что удивительно, практически все пожелали лететь! Так и отбыли без багажа - он остался в отсеке под водой.
За подвиг Мостового сначала решили наказать. Потом - наградить. В итоге - просто оставили в покое. 
 
Судьба экипажа
 
Лишь спустя три дня после описываемых событий Ту-124 увезли на барже на Васильевский остров, где его разрезали автогеном на части. Сохранили лишь пилотскую кабину и приборы. Позже их стали использовать в качестве тренажера в одном из училищ гражданской авиации. В народе рассказывали, что красивые кресла из салона продавали всем желающим по цене бутылки водки.
 
Поначалу Главное управление Гражданского воздушного флота СССР расценило действия Мостового как разгильдяйство. Его даже отчислили из его авиа­отряда. Но шум подняли за границей: мол, пилота, совершившего невероятный подвиг, отправили мести аэродром.
 
В итоге было объявлено, будто Виктора Мостового представили к ордену Красной Звезды за мужество, а членов экипажа - к медалям. Однако позже жена Виктора Жанна рассказала, что указ о награждении так и не был подписан. Якобы воспротивился сам генеральный конструктор Туполев. Компромиссное решение принял лично Никита Хрущев - ни награждать, ни наказывать.
 
Правда, семья отважного летчика вскоре получила двухкомнатную квартиру в Москве. До того все они ютились в коммуналке. В том же доме получил квартиру и штурман Виктор Царев. Капитана буксира Поршина наградили почетной грамотой и часами.
 
Позже Мостового направили на учебу в Академию гражданской авиации в Ленинграде. Но он с учебой не справился, нахватал двоек и был отчислен. Виктор продолжал летать командиром турбореактивных самолетов. В начале 90-х он выехал с семьей на постоянное место жительства в Израиль. Там и умер от рака в 1997 году.
В 2009 году подвиг российского летчика повторил американский пилот. Он посадил лайнер в Гудзоновом заливе. Американец прославился на весь мир. Подвиг Мостового засекретили. Фото: РЕЙТЕР.
 
А ВОТ ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
 
15 января 2009 года весь мир обсуждал чудесное спасение Airbus-320 в Нью-Йорке. Сразу после вылета из аэропорта La Guardia самолет столкнулся со стаей птиц, отказали все двигатели. Команда во главе с 57-летним пилотом, бывшим военным летчиком Чесли Салленбергером, развернула самолет и, спланировав с высоты около тысячи метров, мягко посадила его на поверхность Гудзона. На все про все было три минуты. 155 человек, включая экипаж, вышли из самолета на крыло, откуда их сняли проходившие мимо паромы и прогулочные катера.