19 мая
Загрузить еще

Простить нельзя помиловать…

А как изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые… 

Тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству, подлости. И последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды. Почему христианство покушается на этот оплот, призывает отказаться от права не прощать тому, кто ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: "...любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас" (Лк 6:27-28)?

Прощение обид - всегда подвиг. И сделать это очень непросто, особенно если обида пустила в душе глубокие корни. Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Но что же они вынесли из этого опыта, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге молитву, написанную на клочке бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау. Перед свидетельством человека, перенесшего немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть: "Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников. Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли - мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей...". 

Текст Александра Ткаченко печатается в сокращении, полную версию читайте в журнале "ФОМА в Украине" и на сайте foma.in.ua.