Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как я победила страх перед полетами

Как я победила страх перед полетами
Фото: Фото: Иван ВИСЛОВ.

Я летаю по правилу "трех К": коньяк, кофточка, конфетка. Перед полетом - ритуал: надеть полосатую красную кофточку, пережившую не один рейс, выпить в аэропорту "полтинник" коньяка и закусить конфетой. И непременно шагнуть на трап вслед за лысым дядькой. И если хотя бы одна деталька из пазла выпадает - горе попутчикам, соседям истеричной пассажирки. Однажды я отказалась от полета, когда облюбованное кафе в "Домодедово" закрылось на ремонт.

- О, вы классический аэрофоб! Мы вас вылечим, - обнадежили меня в компании "Летаем без страха" и пригласили на свои курсы (аналогичные в регионах можно поискать при аэропортах).
 
Остановите, я выйду...
 
Тренинг вел пилот Алексей Герваш. Для начала он попытался нам доказать, что самолет - одно из самых безопасных средств передвижения, а боимся мы из-за того, что голова в полете или совсем отказывает, или работает неверно.
 
- Аэрофобия бывает рационально обусловленной. У одних она возникает из-за непонимания законов аэродинамики, - начинает с теории Герваш. - Человек не понимает: как эта махина может летать? Вторые - из серии "все знаю, все понимаю, поделать ничего не могу". Это люди с иррациональной формой аэрофобии, и таких абсолютное большинство. Их страх возникает на физиологическом уровне. Таким же образом и блокируется.
 
Первым помогают варианты напиться и забыться - иначе они будут видеть врагов в пьяных летчиках или ржавых самолетах. Некоторым достаточно краткого курса физики из уст опытного пилота с объяснением на пальцах, что ворона не падает камнем вниз, так и самолет движется - по таким же законам. В общем, это простой случай.
 
Второму типу аэрофобов не помогают ни лекции, ни поддержка спутников. Они ловят в полете приступы панической атаки и устраивают на высоте 10 тысяч метров истерики: "Откройте, я хочу ­выйти". Их страх умными разговорами не заболтать - законы аэродинамики они сами знают. Этот страх надо блокировать на физиологическом уровне. Для этих главный враг - не летчики или сам самолет, а их непредсказуемая психика.
 
Давай, давай лечиться!
 
Первым делом Алексей открыл портал "Флай-радар". Навел курсор над Европой. Старушка оказалась покрыта тысячами фигурок самолетиков, как ваза с вареньем облеплена осами в августе. Самолетики буквально роились.
 
- Это сейчас происходит над Европой, 2568 бортов в небе, - отметил Герваш. - Эти вот ожидают посадки в Хитроу. Коридор, по которому идут на посадку, проходит над Букингемским дворцом. Аккурат над головой королевы-матери.
 
Если бы самолеты были опасным транспортом, им бы разрешили заходить на посадку над головой королевы?
 
На экране исчезали уже светившиеся самолеты, появлялись новые.
 
- Я попробовал бы убить поселившегося в вас аэрофоба статистикой, но не получится, ибо у человека два полушария, и то, которое воспринимает статистику, у аэрофобов в полете не работает, - рассказывает Герваш.
 
Бабайка, выходи!
 
Как анонимные алкоголики, сидим и рассказываем, почему боимся летать. Почти все страшатся старой техники, пьяных пилотов, отказа двигателя, разгерметизации и того, что при турбулентности отвалится хвост, а в двигатель при взлете попадет птица. Сердечники боятся, что "мотор" остановится, а врача нет.
 
Большинство этих страхов оказываются несостоятельными.
 
- Вы боитесь, как дети боятся бабайку в туалете, - поясняет Герваш. - Придумали себе причины, по которым ваш самолет упадет. На деле как нет бабайки, так нет и этих причин.
 
- Пьяный каратист на чартере Москва - Анталья разобьет бутылкой пива иллюминатор - и мы все погибнем из-за разгерметизации салона?
 
- Не разобьет, - успокаивает Герваш. - Во-первых, стекло многослойное. Во-вторых, разница внутреннего и внешнего давления не позволит стеклу разбиться.
 
- Курильщик надымит в туалете, окурок выбросит в урну, бумага загорится - мы все умрем?
 
- Сработает датчик возгорания, пожар потушат еще до его начала! - Невозмутим наш пилот.
 
- Гусь попадет в двигатель на взлете?
 
- Мы летаем на самолетах, у которых не один двигатель, и они дублируют работу друг друга.
 
- Самолет натолкнется на стаю гусей, и птицами забьются все двигатели?
 
- Он не рухнет камнем оземь, а будет планировать. Несколько лет назад в США при подобном инциденте пилоту удалось посадить лайнер на очень узкую речку Гудзон в густонаселенном Нью-Йорке, причем не просто плюхнуться в воду, а еще филигранно поднырнуть под мост перед этим.
 
Таких доводов у опытных летчиков вроде Герваша масса. Но на курсах мы не только занимались теорией. Дошло дело и до практики.
 
Дай порулить
 
На следующее утро у нас полет в тренажере - эта штука полностью имитирует кабину пилотов. В кабине мой сокурсник Глеб. Ему вручают какой-то листок:
 
- Это контрольная карта, check list! - поясняет Герваш. - Не проверив все системы, не имеем права на взлет! Пилоты называют это молитвой.
 
Алексей называет каждую позицию, проверяет прибор, а Глеб кивает: Checked! - что значит "проверено!".
 
Вскоре парень вопросительно смотрит: "Может, хватит уже? Скучно же…"
 
Алексей выразительно стучит по приборам: "С начала "молитвы" запускается запись на "черных ящиках", она регулярно проверяется!"
 
"Молятся" пилоты  полчаса. Шаг за шагом Алексей показывает, как запускаются двигатели, как взлетает самолет. Это из серии "лучше сто раз увидеть" - пересказывать бесполезно. Взлетели, полетели. Настоящий аэрофоб из второй группы, точнее, его мозгу без разницы, на земле он или в самолете. Он начинает бояться. И уже здесь, в тренажере, можно прогнать с десяток бабаек, потренировать выданные тебе упражнения. Полет на стимуляторе называется элементом экспозиционной терапии.
 
Научившись делегировать полномочия по контролю за самолетом пилотам и доверившись им, вы перестанете бояться летать. Первый шаг к избавлению от аэрофобии - это контроль над своими мыслями, а не действиями пилотов: "А все ли кнопочки они правильно нажали?"
 
P.S. С того курса прошел год. За это время я летала пять раз: от полета к полету айсберг страха превратился в этакий жухлый сугроб, оседающий на мартовском солнце. Я уже не планирую по принципу: "А можно ли туда добраться поездом?" - спокойно кликаю сайт с ­авиабилетами. Недавно вот летала в Питер: в той самой счастливой кофточке... 
 
Вырежи, возьми с собой в самолет и перечитывай в полете