Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
14 мая
Загрузить еще

То ли пожар, то ли эхо кофейной войны…

То ли пожар, то ли эхо кофейной войны…
Фото: Бизнес на колесах могут прикрыть уже через месяц. Не угодили? Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.

Оказывается, все автокофейни должны регистрировать переделку своей машины, о чем многие представители этого бизнеса не озаботились. Об этом вчера заявил заместитель начальника отдела автотехнической инспекции ГАИ Киева Константин Негрей. Возможно, именно некомпетентное переоборудование фургончика "Таврии" и спровоцировало пожар в одной из кофе-машины на Контрактовой площади. "Комсомолка" решила разобраться в проблеме. 

Прибыльное дельце 
 
Возле станций метро, торговых центров и в парках в последнее время можно увидеть автокофейни. Этот вид бизнеса быстро набрал популярность благодаря относительно небольшим затратам и быстрой самоокупаемости. Покупка и переоборудование автофургончика, а также приобретение кофейного аппарата обойдется от 75 тысяч гривен. Но отбить эти деньги можно менее чем за год. 
Кофе-машина на Подоле сгорела в считаные минуты.Фото: Игорь Луценко (facebook.com). 
- Прибыль во многом зависит от места продажи, - говорит продавец Алексей, который на условиях анонимности согласился рассказать о бизнесе. - Самые козырные места: станции метро и парки. Но сейчас туда не протолкнуться - все занято: если попытаешься влезть, испортят машину. Поэтому заработать можно на постоянных покупателях. Здесь прежде всего имеют значение качество напитка и внешний вид продавца и аппаратуры. Кофе нужно покупать не ниже 150 гривен за килограмм, а не за 60, как делает половина предпринимателей. Перед началом работы лучше пройти курсы бариста (1200 гривен за неделю), иначе устанешь вызывать инженера техподдержки. Лучше сразу брать 3-4 машины и нанять людей, тогда можно получать по 5 тысяч долларов в месяц. Впрочем, и с одной кофе-машины, взятой в аренду, можно получать до 6 тысяч гривен в месяц.
 
"Пороховая бочка" в свободном плавании
 
Как видим, бизнес привлекательный и недорогой. Но есть одна особенность - газовые баллоны, которыми нафаршированы большинство кофе-машин. При неумелом использовании баллоны имеют свойство взрываться. Киевляне помнят инцидент с рестораном "Апрель", где из-за взрыва газовых баллонов в феврале ожоги получили 11 человек. А теперь представьте, что будет, если рядом с метро взорвется кофе-машина. Но самое печальное, что проконтролировать эти "пороховые бочки" невозможно.
 
- До сих пор не разработаны технические условия по использованию газовых баллонов в автокофейнях. Поэтому нет никаких гарантий их безопасности, - пояснила "КП" директор Департамента промышленности и развития предпринимательства КГГА Людмила Денисюк. 
 
Единственное, на что проверяют кофейни, так это разрешение на торговлю и соблюдение места стоянки. Хотя последнее под вопросом. Трудно определить, торгует ли данное авто или просто остановилось за другой надобностью. Многие кофе-машины "случайно" стоят в районе транспортных узлов города, мешая проходу пассажиров. А стоянки в парках и скверах прямо на газонах, что в Киеве строго запрещено, - дело обычное. Хорошо, если только мешают пройти, а не несут прямой опасности - горевшая кофе-машина стояла прямо на пешеходной развязке, недалеко от спуска в метро и трамвайных остановок, а огонь просто чудом не перекинулся на ларьки. 
 
Но кто же должен заниматься кофейнями на колесах, наставлять их, так сказать, на путь истинный? Гаишники говорят, что власть их распространяется на них, только когда такая машина едет как транспорт.  
 
- На переоборудование легковушки необходимо разрешение специалистов, которого у владельцев автокофеен, как правило, нет, - говорит заместитель начальника отдела автотехнческой инспекции ГАИ Киева Константин Негрей. - Но протокол мы можем составить в том случае, если автомобиль находится в движении. Если водитель кофейни припарковал авто на тротуаре - он не владелец авто, а продавец. Эвакуировать авто мы также не можем, работа эвакуаторов в Киеве запрещена. 
 
Чиновникам от торговли угнаться за машиной сложно. Ведь она из МАФа в считаные секунды превращается в транспорт. Вот и получается: увидел гаишника - остановись, увидел чиновника - уезжай, и ничего тебе не будет. 
 
Пиар + личная выгода?
 
Несмотря на открытую неприязнь властей к кофе-машинам, этот вид сервиса быстро завоевал популярность среди киевлян. Редко когда возле какой-нибудь автокофейни не стоят один-два покупателя. А уж как рад кофейням "офисный планктон", который становится в очередь за натуральным ароматным напитком.
 
- Кофе в автоматах или киосках не идет ни в какое сравнение с качественным напитком из автокофеен, - говорит менеджер Руслан Иващенко. - К тому же он в три-четыре раза дешевле, нежели в ресторанах или кафе, где к тому же приходится подолгу ждать заказа. 
 
По мнению некоторых экспертов, именно конкуренция специализированным заведениям - одна из причин атаки на кофе-машины. 
 
- Владельцы кофеен не платят налоги, поэтому никак не пополняют городской бюджет, который сейчас в жутком провале, - говорит глава киевского профсоюза работников малого и среднего предпринимательства Святослав Швецов. - К тому же они отбирают хлеб у ресторанов и кафе. Естественно, это вызывает у чиновников раздражение. С другой стороны, борьбу с "опасными кофейнями" можно преподнести как наведение порядка на улицах. Я не удивлюсь, если городские власти таким образом хотят себя пропиарить. 
 
Действительно, власть может убить двух зайцев: и себя показать, и новый бизнес к ногтю прижать. Слишком уж свободен этот бизнес, слишком на виду у всех. Но справедливости ради отметим, что сегодня автокофейни - это реальные рабочие места и приложение сил малого бизнеса, а также выгода отечественному автопрому (кофейня больше стоит, чем едет). А вот останется ли мелкий предприниматель в этом бизнесе после вмешательства властей, сказать трудно.  
 
Как вы относитесь к кофейням на колесах?
 
Максим МАКСИМОВ, студент:
Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
- Очень удобный сервис. Бежишь себе в университет, и по дороге можно купить качественный кофе. Но их собираются убрать, и это плохо. На Контрактовой, например, кофеен уже нет.
 
 
 
 
 
 
 
 
Кирилл ЛАПИН, москвич:
Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
- Нам в Москве таких кофе-машин точно не хватает. Кофе на улице можно купить только в ларьках и автоматах. В кафе он дико дорогой - 50-80 гривен в переводе на ваши деньги. Слышал, что у вас какая-то война с кофейнями происходит. Лично я против, чтобы их убирали.
 
 
 
 
 
 
Павел МЕДОВЫЙ, велобайкер:
Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
- Возможно, кофе-машины кому-то из прохожих мешают, но я этого никогда не замечал. Я кофе с кофе-машин пью ежедневно литрами! Качество отменное, гораздо лучше, чем растворимый кофе в ларьках, и стоит не дорого - всего 8 гривен. 
 
 
 
 
 
 
 
Роксолана ПРОЦЕВЪЯТ, студентка:
Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО. 
 
- Ну и что, что в кофе-машинах используют газовые баллоны? Все может взорваться. Просто нужно проверять регулярно, вот и все. 
 
 
 
 
 
 
 
КСТАТИ 
 
Буквально за день до пожара автокофейни на Контрактовой чиновники в мэрии заявили, что наведут порядок в этой сфере. Может, мысли материальны? А если серьезно, на сессию Киевсовета в мае внесут на рассмотрение вопрос по регулированию деятельности "баллонов на колесах". И скорее всего, владельцев кофе-машин, которых в столице больше 300, обяжут пользоваться вместо баллонов более безопасным электричеством. 
 
Информация к размышлению
 
Причина пожара автокофейни на Контрактовой площади до сих пор не установлена. Предварительная причина - проблемы с электропроводкой (то есть именно с тем, что будет предложено кофейням для разогрева воды). Пожарный, желающий остаться инкогнито, сказал "Комсомолке": газового баллона в данной кофе-машины вообще не было.