Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Самый дорогой цитатник Ленина

Недавно исполнилось 25 лет с того времени, как была введена в действие станция метро "Театральная". Она - одна из тех, которые были переименованы в постсоветское время, а изначально станция называлась "Ленинская". Оно и понятно: вход на нее ведет с бывшей улицы Ленина (теперь Богдана Хмельницкого).

Операция "Сбойка"

Для Киевского метрополитена устройство этой станции было значительным событием. Впервые удалось поместить новую платформу в разрез действующего участка. При этом от бывшей "Ленинской" до двух соседних станций - "Крещатик" и "Университет" - проложили новые подземные туннели. Пока все это происходило, поезда привычно курсировали по "красной" линии. Однако в апреле 1987 года эта магистраль была перерезана. Одна половина маршрута пролегала с левого берега до "Крещатика", другая начиналась от "Университета". Чтобы преодолеть расстояние между ними, нужно было подниматься на поверхность. А тем временем в туннеле проходила операция "Сбойка" - новые пути врезали в старую линию. Спустя полгода, в октябре 1987-го, движение по всей линии возобновилось, но уже по несколько измененному маршруту, на котором доделывали почти готовую новую станцию. По сообщению тогдашней прессы, работы обошлись в 26 миллионов советских рублей.

Все это позволило в дальнейшем создать пересадочный узел. Именно на нынешней "Театральной", как известно, "красная" линия соединяется с "зеленой". Открытие "Ленинской" в 1987 году стало залогом появления будущей станции "Золотые ворота", которую к тому времени уже строили полным ходом.

Где же органные трубы?

Оказавшись теперь на "Театральной", мы даже не знаем, что она могла бы выглядеть несколько иначе.

Вот как описывали будущую станцию в 1984 году: "Архитектуру здесь решено сделать сдержанной, строгой. Пилоны будут облицованы красным мрамором, а со стороны зала середина каждого пилона будет заполнена вертикальной композицией, выполненной из хромированных стальных труб различных диаметров. Такое сочетание должно выражать энергию, собранность".

Встречалось и другое толкование подобной композиции: вертикальные трубы напоминают орган и символизируют музыку - ведь совсем близко находится Оперный театр.

Первоначальный проект подземного зала станции метро "Ленинская" ("Театральная"). 

Что касается цитат, то в подземелье предполагалась лишь одна, поверх пилонов, да и та не из Ленина, а из Маркса и Энгельса - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" А о скульптурном изображении вождя вообще ничего не было сказано.

Однако в процессе строительства концепцию изменили. На торце подземного зала поместили колоссальный горельеф - портрет Ленина на фоне крыльев-знамен. Автором скульптуры, между прочим, был известный киевский ваятель Анатолий Кущ. Это сейчас мы его знаем как создателя "Девушки-Украины" на колонне Независимости или архангела Михаила, вспорхнувшего на арку "Печерских ворот". Раньше он не отказывался изображать советских вождей: Ленина, Дзержинского и прочих.

На знаменах за Лениным мы наблюдаем классические тексты - про то, что "партия - ум, честь и совесть нашей эпохи", что "при едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна..." А вдоль зала в пилонах, там, где должны были появиться "органные трубы", натыкали разных других изречений Владимира Ильича. Пожалуй, трудно себе вообразить на белом свете более дорогой цитатник, нежели этот - глубоко под землей, из мрамора и бронзы.

В таком виде станция и была открыта 6 ноября 1987 года, в канун очередного юбилея Октябрьской революции. Ленточку перерезала Анна Серая - бригадир-строитель, Герой Социалистического Труда, удостоенная звания почетного гражданина Киева.

Тот самый горельеф вождя в торце зала. 

Станция "Театрально-абсурдная"

Название "Ленинская" не продержалось и шести лет. В феврале 1993 года станцию, расположенную рядом с двумя театрами, вполне предсказуемо переименовали в "Театральную". 

Но менять оформление подземного зала, да еще такое грандиозное, было весьма накладно. Удалить же из-под земли исполинский горельеф Ильича - крайне сложная технологическая задача. Вот его до сих пор и не трогают. Разве что юные экстремисты пытались облить круглую бронзовую голову какой-то кислотой, но результат оказался нулевым.

Таким образом 25 лет кряду перед глазами пассажиров метро простираются целые квадратные метры ленинских цитат (если, конечно, они не прикрыты стендами очередной рекламной акции). Теперь, когда тома вождя уже не лежат, как бывало, в любом магазине, это - самый доступный способ ознакомиться с его высказываниями. Но особенно занятно при подобном антураже видеть название станции "Театральная". Воистину, здесь запечатлен политический театр абсурда! 

Ленточку открытия перерезает бригадир-строитель, Герой Соцтруда Анна Серая. Фото 1987 г.

КСТАТИ

Неудобство из-за вождя? 

Во время строительства новой станции и подземного перехода к ней перекресток улиц Ленина и Пушкинской был практически блокирован. Не только для транспорта - это понятно, но и для пешеходов. Чтобы пересечь его, нужно было пробираться дворами. В темное время суток это было не так-то легко.

На заборе, ограждавшем стройку, установили традиционный плакат с извинением. Текст был примерно такой: "Просим прощения за временные неудобства, связанные со строительством станции метро "ЛЕНИНСКАЯ". Название написали заглавными красными буквами. Мол, потерпите, товарищи - ведь строится станция с таким дорогим именем!

Но ход мыслей советских идеологов предугадать невозможно. Прошло некоторое время, и кто-то рассудил, что негоже советским гражданам связывать неудобства (пусть даже и временные) с именем Ленина. После чего название станции густо замазали белой краской.