Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
4 мая
Загрузить еще

Русский ампир вперемешку с украинским модерном

НА СМЕНУ "УДАРУ БИЧА"

Дата 1 ноября в старину считалась важной вехой жизнедеятельности города. Именно в этот день принято было подводить черту под строительным сезоном. Начатые здания старались закончить к ноябрю или же консервировали их на зиму, чтобы возобновить работы с наступлением весны. 

Сто лет назад, в 1912-м, Киев переживал очередной бум: немало состоятельных людей стремились вкладывать свободные деньги в недвижимость. То здесь, то там росли, как на дрожжах, внушительные доходные сооружения в шесть, семь, а то и больше этажей. Правда, в том же 1912 году Киевская городская дума решила в целях безопасности ограничить аппетиты застройщиков: согласно принятому ею постановлению высота зданий от тротуара до начала крыши не должна была превышать ширины улицы и в любом случае не должна была составлять более 15 саженей (32 м). 

Что же касается облика новых зданий, то мода на заимствованные в Европе детали стиля модерн уходила в прошлое. Необычные изломанные линии декора в духе "удара бича" были широко популярны в первом десятилетии ХХ века, но теперь настал черед новых форм. К примеру, облик Бессарабского крытого рынка, открытого как раз в 1912-м, во многом определяют остроумные металлические конструкции, а художественное оформление как бы подчинялось им. 

Все большую популярность обретали модернизированные вариации на темы разных исторических стилей. Один из примеров - эффектный особняк на улице Шелковичной, 15/1 (сейчас помещение "фонда Кучмы"). Его возводил талантливый зодчий Павел Алешин для богача Николая Ковалевского - гласного (депутата) Киевской городской думы. В облике здания с массивной угловой башней, по-видимому, отражены впечатления автора проекта от старинной архитектуры Армении. На первом этаже особняка, впритык к хозяйскому кабинету, имеется необычная комната с интерьером в виде купе железнодорожного вагона. Говорят, домовладелец таким образом увековечил память о первом знакомстве с любимой супругой, состоявшемся именно в поезде. Дата постройки особняка - 1912 год - высечена над входной дверью римскими цифрами: MDCCCCXII.

Особняк по улице Шелковичной, 15. 

ВОСПОМИНАНИЕ О КУТУЗОВЕ

В киевской застройке 1912 года выделяются здания, оформленные в духе так называемого русского ампира - стиля, распространившегося в отечественной архитектуре времен Александра I и Кутузова. Новую моду на него породили торжества по случаю 100-летия победы над Наполеоном. Строгие античные пропорции, купола и треугольные фронтоны, благородные лепные украшения применялись в то время и для особняков, и для доходного жилья, и для общественных строений.

Малоизвестным, но очень точным и выразительным подражанием русскому ампиру стал один из корпусов Кирилловской больницы. Надо отметить, что сто лет назад только часть помещений этой лечебницы была занята душевнобольными, в остальных зданиях находились клиники разного профиля. Корпус, выстроенный в 1912 году, был предназначен для акушерской клиники Женского медицинского института (так именовалось медицинское отделение Высших женских курсов). 

Автор проекта, инженер-строитель Венцеслав Гласко, не только повторил архитектурные формы начала XIX века. Он даже, следуя традициям русского ампира, начертал на фронтоне дату "1912 года" - именно таким шрифтом и под таким наклоном, как это было принято в 1812 году.

Завершение строительства училища в Коммерческом переулке. Фото 1912 г. 

МОДЕРН - ЭТО ПО-НАШЕМУ

Самобытным ответвлением архитектуры начала ХХ века является украинский модерн. Ведущим его мастером стал зодчий и художник Василий Кричевский. Фасады, выполненные в этом стиле, были украшены характерными орнаментами, изображениями цветов; окнам часто придавали шестиугольную форму, свойственную народным постройкам. К 1912 году появилось уже несколько киевских зданий, оформленных подобным образом. 

Одно из них предназначалось для коммерческого училища и располагалось в переулке близ Бибиковского бульвара (бульвара Тараса Шевченко), который так и назывался - коммерческий переулок. Теперь он носит имя революционера Чеслава Белинского, а помещение коммерческого училища занимает 58-я школа. 

Архитектор дома Василий Коробцов (впоследствии член первого состава Украинской Центральной Рады) выдержал все основные принципы украинского модерна. По сей день сохранились вычурные декоративные украшения бывшего училища - одного из самых необычных в Киеве строений, завершенных ровно сто лет назад. 

В ТЕМУ 

Рациональная синагога

Бывший дом Б. С. Миллера на ул. Владимирской, 96.

На бывшей окраине Киева, вблизи Лыбеди, стоит четырехэтажное здание по улице Владимирской, 96. Формы его настолько несложны, что на первый взгляд оно кажется порождением советской "индустриальной архитектуры". Но над карнизом до сих пор видны инициалы "БСМ" и дата "1912". Инициалы напоминают нам имя владельца дома - Бернарда (Бориса) Севериновича Миллера. Отказавшись от художественных 

изысков, он решил обзавестись доходным зданием в предельно рациональных формах.

Известно, что среди арендаторов дома была еврейская община, которая заняла второй этаж под иудейскую молельню. В советское время здание было национализировано. Но и после этого здесь зарегистрировали еврейский молитвенный дом "Солдатский", который действовал до середины 1920-х годов.