В Японии ученый не вынес позора и укоротил себе жизнь

Фото: Понятие "стыд" японцам заменяет понятие "совесть". Фото: соцсети

Отношение к власти проходит водоразделом в восточной и западной культуре. Русские писатели Достоевский и Чехов хорошо описали проблему "маленького человека". Его тревоги и муки совести, и зачастую совершенно нелепые причины, по которым обычная жизненная ситуация превращается в трагикомедию. "Для тех, кто чувствует, жизнь - это трагедия. Для тех, кто мыслит, - комедия", - повторял французский писатель эпохи Просвещения Жан де Лабрюйер.

Недавний случай в Японии заставил вспомнить эти слова. Ведь несмотря на технические инновации, японская культура остается закрытой и патриархальной. Здесь доминирует уважение к старшим, чинопочитание и страх перед общественным судом. Из-за чего оказавшийся в центре скандала японский ученый был вынужден покончить с собой.

Йошики Сасаи было 52 года. Фото: AFP

Йосики Сасаи стал участником скандала с фальсификацией данных в статье о революционном методе выделения стволовых клеток. Как передает Ассошиэйтед Пресс, 52-летний Сасаи обнаружили повешенным в здании научного института RIKEN в Кобе, где он работал заместителем центра биологии развития. Ученого доставили в больницу, где он умер через два часа. Полиция нашла предсмертные записки.

Коллеги ученого говорят, что в последнее время он выглядел измотанным и принимал медикаменты.

Сасаи участвовал в написании статьи для журнала Nature о получении плюрипотентных стволовых клеток из клеток взрослой мыши путем помещения их в умеренно кислую среду. Основного автора этого исследования Харуко Обоката после публикации обвинили в фальсификации данных. Авторы вынуждены были отозвать статью, пишет infox.ru.

Против самого Сасаи обвинения не выдвигались, но он глубоко переживал случившееся, будучи руководителем Обоката, и заявлял, что ему очень стыдно.

Йошики Сасаи родился в 1962 году, закончил Киотский университет. В 1993-м получил степень PhD. Работал в университете, затем, в 2003 году, перешел на работу в Центр биологического развития Института физико-химических исследований (RIKEN), в котором в 2013-м был назначен заместителем директора.