Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Регистрируем недвижимость по новым правилам

Регистрируем недвижимость по новым правилам
Фото: Фото: Евгения Гусева

С 1 января изменились правила регистрации недвижимости в Украине. Теперь свою собственность можно оформить не только у госрегистратора, но и у нотариуса, а также в местном совете. Кроме того, теперь перестали выдавать бумажные свидетельства о праве собственности. 

Теперь и у нотариуса

В прошлом году украинцы, чтобы переоформить свою недвижимость, выстраивались в очереди к регистраторам. Теперь же регистрировать недвижимость могут исполкомы местных советов, городские и районные госадминистрации, госрегистраторы, в том числе и нотариусы.

Юристы позитивно оценивают данную инициативу и говорят об уменьшении очередей в районных государственных администрациях, где расположены офисы госрегистраторов.

"Проблема с большой загруженностью государственных регистраторов существовала давно. Люди непосредственно ощущают это на себе, когда вынуждены занимать очередь к регистратору ранним утром или даже ночью. Часто людям нужно провести какое-то регистрационное действие очень срочно или провести несколько действий сразу. При этом большинство регистрационных действий проводились только до обеда и лишь четыре дня в неделю с ограничением регистрационных действий на одного человека, подающего документы для регистрации, - пояснил юрист департамента корпоративной практики ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Сергей Александров.

Все эти проблемы государство уже пыталось решить путем создания электронной очереди и внедрением возможности подавать документы не по месту регистрации. Но существенного эффекта это не давало. Это новшество, уверен юрист, должно решить большинство проблем. 

Когда нужно заняться вопросом

У большинства из тех, кто имеет в собственности квартиру, дом или земельный участок, на сегодня имеется на руках бумага, которая подтверждает его права. Называется она "Свидетельство о праве собственности". Раньше все прочие документы, которые касались госимущества, тоже были в бумажном виде. 

Несколько лет назад все изменилось. С 2013 года вся недвижимость, с которой производятся какие-либо действия (продажа, дарение, вступление в права наследования), обязательно вносится в Госреестр. Если вы вступили в право собственности на ваши квартиру или дом до 2013 года, когда заработал Государственный реестр, то этих данных в реестре нет. 

- Другими словами, вы являетесь законным собственником, но эти данные есть только на бумаге, - говорит юрист Михаил Юмашев. - Их еще не внесли в Госреестр. Если вы планируете совершать сделку купли-продажи, то сразу после нее ваша недвижимость будет внесена в реестр. По-другому вы сделку не оформите. Если хотите, то можете потратить время и деньги, чтобы внести данные в Госреестр. Но предупреждаю: нет никакой нормативной базы, которая требовала бы от вас это делать в обязательном порядке. То есть реестр на сегодня - это дело добровольное.

Вместо бумажного Свидетельства о праве собственности появилась Выписка из реестра. Фото: Евгения Гусева

Как происходит оформление

Для того чтобы внести данные в Госреестр, вам нужно обратиться к нотариусу или госрегистратору с пакетом документов (см. БУДЬ В КУРСЕ!), который подтверждает ваше право собственности.

Заявление вам поможет составить нотариус. Некоторые юристы советуют при себе иметь электронные копии всех правоустанавливающих документов на недвижимость. По идее их может отсканировать и нотариус, но чтобы избежать задержек, лучше принести их с собой на диске или на другом электронном носителе, например на флешке. После этого все действия производит нотариус или государственный регистратор. На руки человек ничего не получает. Просто данные о его недвижимости окажутся в реестре.

При желании он может получить выписку из реестра. Она может быть как в бумажном виде, так и в электронном. Но нужно понимать, что ни подписи, ни печати на ней не будет. Стоимость предоставления информации из Госреестра в бумажной форме составляет 34 грн., в электронной - 17 грн. 

БУДЬ В КУРСЕ! 

Сколько это стоит

Внести недвижимость в новый реестр у нотариуса на сегодня стоит от 300-500 грн. Услуги госрегистраторов либо в центре админуслуг в крупных городах дешевле - 34 грн.

Кроме этого, нужно оплатить административный сбор, размер которого зависит от скорости оформления: 

  • за госрегистрацию в течение 5 рабочих дней - 10% минимальной зарплаты (около 140 грн.);
  • за регистрацию в течение 2 рабочих дней - 1 минимальная зарплата (около 1400 грн.);
  • за регистрацию в течение суток (кроме выходных и праздников) с момента принятия заявления - 2 минимальные зарплаты (почти 2800 грн.);
  • за регистрацию прав собственности в течение 2 часов с момента принятия заявления - 5 минимальных зарплат (6890 грн.). 

Список необходимых документов

  • Паспорт и справка из налоговой о присвоении идентификационного кода.
  • Оригинал техпаспорта на помещение.
  • Документация, подтверждающая право собственности (договор купли-продажи, свидетельство о наследстве, свидетельство, подтверждающее право собственности, дарственная).
  • Оригинал квитанции об уплате административного сбора за регистрацию прав на недвижимость.
  • Оригинал квитанции о расчете за получение информации из реестра (в случае необходимости предоставления выписки).
  • Доверенность, если оформлением занимается представитель собственника. 

А В ЭТО ВРЕМЯ 

Цены на жилье расти не будут 

Для тех, кто собрался продавать или покупать недвижимость в 2016 году, есть время на раздумья. Эксперты говорят, что 2016 год, скорее всего, станет логическим продолжением прошлого. 

Как говорят риелторы, по итогам прошлого года в столице, на которую равняются все регионы, количество сделок сократилось почти вдвое даже по сравнению с кризисным 2014 годом. Судите сами: в 2015 году было продано 7,7 тыс. квартир, а годом ранее эта цифра составляла 13,4 тыс. сделок. Больше всего просели продажи на первичном рынке - до 3,5 тыс. (в позапрошлом году - 7,8 тыс.). Вторичный рынок пострадал намного меньше: новыми квартирами обзавелись 4,1 тыс. киевлян, тогда как в 2014 году - 5,6 тыс.

Как говорят эксперты, стоимость жилья в долларах, скорее всего, еще немного продолжит снижение. Особенно если национальная валюта еще просядет. А вот в гривне цены, скорее всего, будут расти. Объясняют это тем, что основным драйвером снижения стоимости жилья был первичный рынок, на котором застройщики старались резко не повышать цену. А из-за девальвации нацвалюты стоимость квадратного метра в долларах падала.

- Летом у нас была акция на некоторые строящиеся дома, - рассказали нам в офисе одного крупного столичного застройщика. - Трехкомнатные квартиры продавались по 10-11 тысяч гривен за метр. Сейчас мы тоже иногда устраиваем акции, но цены уже не опускаются ниже 14-15 тысяч за квадратный метр в домах, которые будут сданы в следующем году. Все дорожает: материалы, нужно повышать зарплаты строителям, вот и цены растут.

Но смогут ли и дальше повышать цены застройщики, особенно в условиях отсутствия ипотечного кредитования, специалисты сомневаются. Сейчас большинство из них привлекают покупателей беспроцентными рассрочками. Но в условиях роста цен на еще невыплаченные квадратные метры некоторые инвесторы вынуждены продавать свои недостроенные квартиры и создавать конкуренцию застройщикам.

Как долго цены будут на дне? Эксперты в один голос говорят, что все будет зависеть от экономической ситуации в стране. Сейчас цены упали до уровня начала нулевых годов. В столице можно приобрести однокомнатную квартиру за 25-30 тысяч долларов. Такая ситуация продлится до момента начала роста экономики. Также свою лепту в увеличение цен может внести ипотечное кредитование в банках. По прогнозам большинства опрошенных экспертов, произойдет это не раньше 2017 года.