В мае заговорили о том, что не мешало бы поднять пошлины на импортные машины. Защитить, так сказать, рынок. Или, другими словами, заставить украинцев покупать свое, потому что чужое будет не по карману.
- Факт роста импорта подтверждается резким увеличением части рынка импортированной продукции, которая выросла в период с 2008-го по 2010 год с 52% до 68%, - говорят в ассоциации "Укравтопром". - А если сравнивать с 2011 годом, то доля импорта возросла до 72%.
Как будут рассчитываться пошлины? На это у защитников украинского автопрома ответ тоже есть. Предлагается определять их в зависимости от объема двигателя - от 1000 до 1500
куб. см - 6,46 процента, от 1500 до 2200 куб. см - 15,1 процента. Причем специальная пошлина будет взиматься дополнительно к уже существующей, 10-процентной. И обратите внимание: дорогие авто пошлиной облагать не планируют. Для совсем уж "бюджетных" пошлина окажется щадящей. Но большая часть популярных моделей - с объемом двигателя до 2200 "кубиков" - будут облагаться особенно нещадным налогом. Вывод: цена более 90 процентов импортных машин вырастет на 20 процентов.
Если разобраться, инициатива выглядит очень странной. Конечно, доля импортных машин растет, отмечает "Укравтопром". Но и производство легковых авто в прошлом году выросло почти на 30 процентов - по отчетам той же самой ассоциации - и составляет сейчас 100 тысяч автомобилей в год. Спрашивается: зачем же тогда подобные "защитные меры"? Особенно если учесть, что назвать украинскими те автомобили, которые сейчас собирают в нашей стране, можно лишь с очень большой натяжкой. Настоящий украинский автомобиль умер вместе со снятыми сейчас с производства "тавриями" и "славутами". А на автозаводах страны собирают иностранные авто - см. карту.
- По мировым критериям корейским, чешским или китайским автомобилем считается автомобиль, разработанный в Корее, Чехии, Китае, где, кстати, было выпущено и его сердце - двигатель, - говорит генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. - И меня в этом поддерживают не только миллионы украинцев, но и россиян, которые, несмотря на построенные у них 28 автосборочных заводов, российскими авто считают "Ладу", "Ниву" и "Москвич", а иностранные авто, собранные в РФ, с удовольствием покупают по доступным ценам, хоть и не считают российскими. При этом иностранные инвесторы прекрасно себя чувствуют и не называя себя "национальными производителями".
Сейчас импортеры автомобилей просят президента Украины запретить введение пошлин, которые они считают нечестными. Чья сторона возьмет - посмотрим.
ТОП-10 продаваемых в Украине марок за 2011 год*
* По данным Autoconsulting.