Загрузить еще

Учим ребенка распоряжаться деньгами

В номере «КП» за 16 января мы опубликовали упражнения, с помощью которых Джолайн Годфри, ведущий американский специалист по финансовому воспитанию детей, советует развивать навыки обращения с деньгами у ребят 5 - 8 лет. Сегодня переходим на следующую ступеньку и посмотрим, что Джолайн придумала для ребят 9 - 12 лет.

По ее мнению, которое она описывает в книге «Как научить ребенка обращаться с деньгами», этот период развития ребенка характеризуется:

-  быстрым физическим ростом;

-  осознанием своего «я»;

-  первыми попытками самовыражения и проявлением независимости;

-  развитием общественного сознания;

-  формированием первых увлечений, не связанных со школьной учебой;

-  усилением отождествления себя со сверстниками.

Соответственно в это время стоит развивать такие финансовые навыки:

-  умение подсчитать сдачу;

-  проявление инициативы и предприимчивости;

-  понимание стоимости вещей;

-  формирование представления о заработанных деньгах;

-  умение подбивать баланс своих доходов и расходов.

СВОЙ ОПЫТ

А мы в их время стыдились заниматься бизнесом...

Наши читатели рассказывают о своем опыте воспитания предприимчивости и финансовой бережливости у отпрысков.

Меня не раз удивляла предприимчивость современных детей, в том числе и моей десятилетней Насти. Наверное, потому, что мое детство пришлось на советское время, когда даже бабушки, торгующие на углу семечками, считались злостными спекулянтками и были презираемы.

А с моей Настей помню таких два случая. Иду вечером домой с работы, вижу, 8-летняя Настя с подружками во дворе едят мороженое и карманы у них набиты сладостями. Знаю, что карманных денег у нее не было. Откуда, спрашиваю, такое богатство? Оказалось, обнаружился во дворе бродячий, но очень симпатичный котенок. Девчонки его отловили и продали на местном рыночке добрым людям за 10 гривен.

После поездки на Черное море Настя привезла килограмма три ракушек-рапан. Дома со старшей сестрой отмыли их и на следующее утро продавали ракушки местным аквариумистам и просто любителям экзотики по рублю за штучку. И, к моему удивлению, у этого, с позволения сказать, «товара» нашлись свои покупатели. И девчонки были не в убытке.

Ольга Савина. Киев.

 

Моим детям тогда было 12 и 10 лет. Мы поехали к морю. На набережной - куча всяких соблазнов: тут - сладости, там - игрушки, еще дальше - вкусные пирожки. Дети меня замучили: купи то, купи это. На третий день я придумала - дала каждому по 2 гривны: вот вам свои деньги, сами решайте, как тратить.

Смотрю, у них проявилась деловая сметка. На следующий день они уже знали, на каком лотке мороженое дешевле, а где самые лучшие и недорогие открытки. Они себе накупили всего, что нужно, но с умом. И даже сэкономленные гривны в Харьков привезли.

Валентина. Харьков.

10 упражнений для развития финансовых навыков у детей 9 - 12 лет

Помогите ребенку открыть сберегательный счет в банке для оплаты его особого увлечения или цели. Это должен быть счет, который вы вместе с ним сможете пополнять раз в неделю или раз в месяц, но снимать с него деньги нельзя до конца года. Накопленные деньги должны быть использованы только на определенные цели.

Познакомьте ребенка с другими способами накопления - с вложением в ценные бумаги, например.

 Доверьте ребенку заполнять за вас квитанции об оплате коммунальных услуг - за квартиру, за электричество. Вместе с ним подсчитывайте суммы, которые вам необходимо уплатить.

Выберите один постоянный вид расходов (походы в кино, покупка любимых книг или видеофильмов), по которому ребенок будет сам вести учет затрат. Пусть представляет, в какую сумму вашей семье обходится то или иное развлечение.

Приводите конкретные примеры. Предложите ребенку представить сложенный из долларовых купюр небоскреб высотой в целый километр. Общая сумма составит 1-  млн. долларов.

Придумайте семейную валюту, чтобы показать ребенку, в чем заключается роль денег.

 Помогите детям путем опроса друзей и проведения других исследований выяснить расценки за присмотр за детьми, скашивание травы на газонах возле дома и другие хозяйственные работы.

Возьмите на себя роль клиента, который спрашивает: «Сколько вы хотите за свою работу?» Пусть ребенок поупражняется в вариантах ответа.

 В большом магазине организуйте игру «Поиск сокровищ». Пусть ребенок найдет вещи на заданную тему по минимальной цене - например, подушку для прихворнувшей родственницы или бумажник для приятеля.

Покажите, как читать этикетки важных для детей товаров (кормов для домашних животных, чипсов, сока). В каком виде эти товары обходятся дешевле: если покупать по одной упаковке, по нескольку упаковок, вразвес?

Обсудите разницу между потребностями, желаниями и мечтами.

Объясните ребенку, чем опасен накапливающийся процент, если вы покупаете вещи в кредит. Назначайте небольшой процент на возврат мелких ссуд, которые вы даете ребенку, чтобы он в принципе понял смысл денежных отношений.

 Предложите ребенку написать короткую пьеску о том, как герой одолжил деньги другу, а тот не вернул их вовремя.

Выделите время на разговоры о финансовых перспективах семьи.

В экстренных случаях. Убедитесь, что дети знают, кому звонить, как поступить, что будет с ними, если в семье что-то произойдет.

Спросите, нет ли у ребенка вопросов о деньгах.

 Определите бюджет для покупки школьных принадлежностей, затем возьмите ребенка в магазин и предложите придерживаться бюджета.

Выделите ребенку сумму на воскресный ужин для семьи. Пусть составит меню и сходит в магазин за всем необходимым. Сопровождайте ребенка в этом предприятии.

Определите бюджет на то, что интересует ребенка - книги, диски, предметы для коллекционирования. Попросите ребенка рассказать, как он потратит деньги, а затем попросите отчитаться, предложив представить чеки и записи.

 Сделайте вырезку из деловой газеты или распечатайте с делового сайта материал о доходах одной из известных компаний, знакомых ребенку. Например, «Кока-Кола» или «Майкрософт». Объясните ему, сколько денег компания потратила на маркетинг и рекламу, чтобы получить в результате такой высокий доход.

Предложите ребенку проверить, понимаете ли вы значение слов из финансового раздела газеты. Предложите по 50 копеек за каждое слово, которое вы поняли неверно. Или дайте список слов, которые надо найти, и пообещайте по 50 копеек за каждое заученное слово.

Предложите ребенку начать собирать предметы, ценность которых со временем вырастет (марки, монеты).

 Помогите ребенку превратить одно из его увлечений в небольшое предприятие. Прочитайте ребенку рассказ про предпринимателя, превратившего увлечение в бизнес.

Поиграйте с ребенком в игру «Монополия» или в другой вариант этой настольной игры.

 Сделайте муляж кредитной карточки, чтобы ребенок мог «расплачиваться» за покупки. Подойдет любая уже использованная пластиковая карточка.

Предложите по особому случаю одолжить ребенку деньги, составьте расписку, которую должны подписать и вы, и он. Если ребенок опоздает с возвращением долга, он должен будет отдать его вместе с процентами.

 Устройте семейное собрание по поводу пожертвований на благотворительность, которые вы собираетесь сделать.

Расскажите ребенку о налоговых вычетах, которые можно получить в налоговой спекции после оплаты образовательных услуг.