17 мая
Загрузить еще

Главный храм Донецка символизирует единство страны

Главный храм Донецка символизирует единство страны

Кроме этого, собор стал украшением города, не избалованного архитектурными изысками. "Комсомолка" узнала, как строился самый главный в Донбассе храм.

 

Донецкий кафедральный собор выгодно отличается от большинства церковных новостроев. Его создавали не торопясь, с применением лучших материалов, а значит, на века. Да и сам проект был не скороспелым, каждая его деталь тщательно выверялась, чтобы здание гармонично выглядело и церковные каноны не нарушались. По тем временам сделать это было нелегко. Нынешние трудности не идут ни в какое сравнение с тем, что было в начале 90-х.

 

- В стране 75 лет храмов не строили, методические основы были утрачены, - объясняет автор проекта собора Владимир Онуфриенко. - Я уже не говорю об экономическом и моральном кризисе, самого необходимого не было... Мне тогда с трудом удалось проникнуться необходимостью создания храма. Но, в конце концов, я понял: для Донецка это уникальная историческая возможность - создать что-то значимое в архитектурном смысле, а не какое-нибудь посредственное строение.

 

Много времени ушло на изучение огромного количества храмов, как по книгам, так и воочию. Одна за другой следовали консультации с реставраторами, искусствоведами, архитекторами из Киева, Москвы, Львова. И все для того, чтобы понять: какой главный храм нужен Донецку? В итоге было решено совместить стилевые мотивы русского классицизма с элементами, присущими украинской архитектуре. Получается, что собор в Донецке символизирует единство страны.

 

Начало строительства собора совпало с приходом на Донецкую кафедру митрополита Илариона. Каждую неделю городские власти и митрополит стали собираться на совещания по возведению храма. Некоторые вопросы решались непросто, но итог был один: собор получал самое лучшее.

 

- Мы применили так называемый псевдоисторический стиль, - вспоминает Владимир Онуфриенко, - то есть использовали новейшие технологии в сочетании с архитектурными формами прошлых эпох.

 

Свято-Преображенский собор называют восстановленным, но это не совсем так. Новый храм лишь силуэтом напоминает разрушенный, к тому же он значительно больше своего прототипа и возведен в совершенно другом месте. Кстати, место это непростое. Во время войны здесь хоронили умерших немецких солдат, а затем устроили огороды для медицинских работников. Наверное, власти решили, что врачи спокойно воспримут попадающиеся между картошкой и редисом человеческие кости. Позже на месте кладбища и огородов разбили сквер и поставили памятник Горькому. Лишь с началом работ по возведению храма кости начали собирать в устроенные тут же склепы, и останки солдат, пусть даже вражеских, были достойным образом перезахоронены. Со временем над ними планируют возвести часовню.

 

А вот что делать с часовней Сергея Радонежского, рядом с которой вырос собор, пока не решили. За годы ее существования здесь сформировалась своя община, среди прихожан есть даже африканцы из Эфиопии. Все они помогали возводить кафедральный собор делом и пожертвованиями. Теперь церквушку либо сохранят как памятник, либо перевезут туда, где нет храма. Благо конструкция позволяет - часовня сделана из сборного металлического каркаса, обшитого досками.

 

Справка "КП"

 

Общая площадь Свято-Преображенского собора составляет 1000 квадратных метров, что позволяет вмещать более 3000 человек. На клиросе, где обычно находится церковный хор, можно разместить еще 400 человек. В Свято-Преображенском соборе четыре предела, в каждом из которых свой престол. Самый главный из них посвящен Преображению Господню, у него совершаются самые важные церковные службы. Кроме верхнего, в соборе есть и нижний храм, посвященный Сергию Радонежскому. Колокольня собора трехъярусная, на самом верху устроена смотровая площадка. Высота колокольни 73 метра, что позволяет видеть ее даже из Макеевки. Входные порталы собора сделаны мозаичными с использованием металла и ценных пород дерева. Купола, кресты и подкрестные яблоки изготовлены из вызолоченной меди. Все элементы внутренней отделки храма выполнены по индивидуальным заказам. Под церковным залом и папертью находится еще один этаж, в котором расположены читальня, книгохранилище, архив, конференц-зал, трапезная на 50 мест, кухня, просфорня и десятки других хозяйственных помещений. Там же находится баптистерий, позволяющий крестить в полном соответствии с церковными канонами, с полным погружением в воду. Таких баптистериев в нашей области только два - здесь и в храме Святителя Игнатия Мариупольского, заводского храма ДМЗ.

 

Кстати

 

В Донецкой области часы в храмах есть только в Свято-Преображенском соборе Донецка, Свято-Георгиевском соборе Макеевки и в одном из храмов, основанных в монастыре села Никольское старцем Зосимой.

 

Немного истории

 

Первый Свято-Преображенский собор в Донецке был похож на московский храм Христа Спасителя. Это неудивительно, так как у обоих сооружений один архитектор - Константин Тон. В то время по его проектам возводилось множество храмов, существовал даже атлас созданных Тоном проектов, рекомендованных к использованию во всех российских городах. Рекомендациями пользовались довольно часто, ведь это сокращало расходы и гарантировало правильность храма с точки зрения церковных канонов.

 

Со временем однокупольный и простой по форме собор оброс пределами, колокольней и стал пятикупольным. Помещение отапливалось при помощи калориферных печей. Строительство храма и реконструкции финансировались пожертвованиями рабочих, состоятельных горожан и администрации юзовского металлургического завода. Специально для первой в Юзовке каменной церкви построили кирпичный завод, он находился на месте нынешнего легкоатлетического манежа "Шахтер". Строительство началось осенью 1883 года, а уже на следующий год здание было возведено. 2 ноября 1886 года после завершения отделочных работ состоялось освящение.

 

Примечательно, что собор стал центром антиалкогольной пропаганды в Юзовке. Члены организованного при нем братства ходили по шинкам и призывали верующих давать обет перед иконой Иоанна Крестителя - не пить спиртного и поощрять к этому других. К активистам прислушивались, но массовых обетов не было.

 

В 1932 году Свято-Преображенский собор под предлогом получения стройматериалов разрушили. Однако битые кирпичи использовать не торопились - еще два года на месте храма пролежали груды строительного мусора. Сейчас от первого собора остался только фрагмент стены в здании рядом с ЦУМом.