Загрузить еще

Микаэл Таривердиев: Вы можете считать меня плохим композитором. Но не говорите мне, что я плохой фотограф

Микаэл Таривердиев: Вы можете считать меня плохим композитором. Но не говорите мне, что я плохой фотограф
Фото: Виталий КАРПОВ/РИА Новости

Если бы Таривердиев написал музыку только к двум фильмам - "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы, или С легким паром!", этого было бы уже достаточно. Но он написал музыку еще к 130 фильмам. Таривердиев - автор сотни романсов, пяти опер, четырех балетов, органной музыки, вокальных циклов, инструментальных концертов.

"Песен будет много"

Он родился в 1931 году в обеспеченной и уважае­мой в Тифлисе армянской семье. Пятилетний Мика (в детстве его еще называли Гариком) был шустрым ребенком. Влюбившись   в воспитательницу в детском саду, от отчаяния (педагог выходила замуж) совершил "подвиг": бросился в бурный поток Куры, который унес его вниз по течению. Его случайно спас рыбак: "Гарик, если так будет продолжаться дальше, считай, что твоя песенка спета". "Песен у меня будет много", - ответил мальчик. И ведь как в воду глядел. Именно в этом возрасте, пяти-шести лет, он начал сочинять музыку. Родители, чтобы отвлечь ребенка от улицы, подарили ему на день рождения пиа­нино. По настоянию матери поступил он не в Тбилисскую, а в Ереванскую консерваторию: мать хотела, чтобы сын выучил родной армянский язык. Ну а вуз он оканчивал уже в Москве - Музыкальный институт им. Гнесиных, где учился у своего земляка (тоже родился в Тифлисской губернии) великого композитора Арама Хачатуряна.

История с плагиатом

Когда режиссер Татьяна Лиознова предложила Таривердиеву написать музыку для "Семнадцати мгновений весны" по роману Юлиана Семенова, он сперва отказался. В это время он работал над картиной "Ошибка резидента", участвовать в создании очередного шпионского фильма не хотел. Но потом прочитал сценарий и понял, что "Мгновения..." - не просто детектив. Позже он рассказывал, как писал музыку к этому фильму: "Я стал думать, что должен испытывать человек, которого забросили в Германию во время этой страшной войны". Так появилась тема "Где-то далеко…" ("Песня о далекой родине"). Она же звучит в знаменитой немой сцене, где Штирлиц встречается с женой в кафе. По просьбе Татьяны Лиозновой композитор проигрывал эту музыку во время съемок, чтобы актеры смогли точнее прочувствовать и выразить одиночество героя, его тоску по родине и своей семье. Но для 12 серий одной темы было недостаточно. В итоге Таривердиев написал несколько основных мелодий и их вариации. "Он приезжал на студию рано утром, а уезжал за полночь", - вспоминала Татьяна Лиознова.

А потом разразился скандал. Таривердиева обвинили в плагиате - будто тему прелюдии к "Мгновениям…" он позаимствовал у французского композитора Френсиса Лея. Как будто бы запустил утку шутник и острослов Никита Богословский - он был признанным композитором, но ревниво относился к успехам коллег. Доказать, что "анонимка" вылетела из-под его пера, было невозможно. Зато Френсис Лей до конца жизни удивлялся, почему его все время спрашивают про какие-то "Мгновения…".

"Вокзал для двоих" - это про него

В команду фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" Таривердиев попал после курьезной встречи с Эльдаром Рязановым на "Мосфильме". Режиссер сидел на приступочке по дороге в столовую и весело напевал: "На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется". Завидев Таривердиева, Рязанов ему и сказал: "Попалась хорошая песенка, народная, автора у нее нет. Она войдет в мой новый фильм". Таривердиев чуть не подпрыгнул: у этой песни есть автор! Это его песня, которую он написал еще в студенческие годы, когда учился в Гнесинке, для спектакля Ролана Быкова.

Вот так началась работа над фильмом, без которого не проходит ни одна новогодняя ночь на телевидении последние лет 40 с лишним. Не мюзикл, не музыкальная комедия, а вместилось в "Иронию..." восемь песен, для которых брались известные стихи крупных поэтов. Сразу после телепремьеры (31 декабря 1975 года) Таривердиеву стали звонить знакомые - восхищались и фильмом, и музыкой. Композитор сперва считал их слова дежурным комплиментом. Но на следующий день во время прогулки по городу он встретил компанию молодых людей, которые были немного навеселе и пели: "Мне нравится, что вы больны не мной", возможно, впервые узнав, что есть такая поэтесса Марина Цветаева.

Выкурил сигарету и умер

Таривердиев был изысканно красивый, элегантный мужчина. Женщинам он нравился. Как иллюстрацию его безупречного мужского поведения приводят историю, которая случилась, когда композитор был отчаянно влюблен в актрису Людмилу Максакову. На 9 Мая 1967 года они вместе ехали на "Волге" Таривердиева по Ленинградскому проспекту. И вдруг прямо на капот их машины из-за кустов выскочил какой-то пьяный бедолага и погиб на месте. Кто был за рулем в тот момент, до конца не ясно. Но в ГАИ Таривердиев заявил, что за рулем был он. Его осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже два года, после суда его освободили. В тот же день прекратился его роман с Максаковой. На основе этой истории был снят фильм "Вокзал для двоих".

А еще он был заядлым фотографом. Не было поездки, в которую бы он не взял с собой фотоаппарат. Он говорил: "Вы можете считать меня плохим композитором. Но не говорите мне, что я плохой фотограф". Фотографировал он с детства. Говорил, что снимает "от комплексов". Всегда хотел рисовать, но не умел. А цвет, композицию чувствовал. Сам печатал, в том числе цветные снимки. "Ловил ощущения" - и в фотографиях, и в музыке.

Последней, третьей женой Таривердиева стала музыковед Вера Колосова, которая была моложе на 26 лет. Несмотря на то, что Микаэл Леонович был еще не старым мужчиной, он перенес инфаркт и операцию на сердце. Очень много курил, предпочитал прямые трубки. И скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в сочинском санатории "Актер". Утром вышел на балкон выкурить сигарету - и все, не дожив три недели до своего 65-летия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Новости по теме: Утраты