Загрузить еще

Иностранные фильмы в СССР сильно сокращали. Но не из-за эротики!

Иностранные фильмы в СССР сильно сокращали. Но не из-за эротики!
Фото: Фото: globallookpress.com
Денис Горелов. 

Кинокритик, киновед и наш автор Денис Горелов недавно выпустил книгу "Родина слоников" - о самых важных советских фильмах. А сейчас вышла еще одна книга - "Игра в пустяки, или "Золото Маккены" и еще 97 советских фильмов иностранного проката". Как ясно из названия - о тех заграничных картинах, которыми наша публика засматривалась в 60-е, 70-е и 80-е. Что особенно приятно - примерно половина текстов, вошедших в книгу, впервые была опубликована именно в "КП", с которой Горелов продолжает активно сотрудничать.

Самый главный хит - жгучая мексиканская мелодрама

- Что больше всего любили советские зрители?

- Они хотели смотреть на заграничную жизнь. Всякую. Существует иллюзия, что зрителей на экране прежде всего интересовал капитализм: недосягаемые товары, роскошные автомобили… Ничего подобного! Одной из самых любимых в СССР кинематографий была индийская - при том что уж где-где, а в Индии люди никогда не жили богато, не ездили на каких-то особенных американских и европейских машинах…

В списке 200 самых популярных зарубежных картин за всю историю советского проката индийских - штук 40. Их невероятно активно смотрела провинция, индийское кино было очень популярно в деревнях, ну и на азиатских окраинах СССР. В больших городах индийское кино знали куда хуже, хотя "Месть и закон", например, хорошо шел везде. В 1994 году умирающий журнал "Советский экран" совсем перестали читать городские жители, а село еще держалось - и в конкурсе "Актер-94" первые четыре места заняли Митхун Чакраборти, Амитабх Баччан, Рекха и Говинда. И только пятое - Сергей Жигунов.

- А самая популярная картина за всю историю советского проката, опередившая и "Пиратов XX века", и "Москва слезам не верит", - "Есения", жгучая мексиканская мелодрама. 91 миллион зрителей только за один 1975 год!

- И опять же, практически никто в Москве и в Ленинграде даже не знал о существовании этой картины! Ты говорил интеллигентному человеку: "А вот есть фильм "Есения"… Тебя переспрашивали: "Про Есенина?" Это история про незаконнорожденную девочку из богатой семьи, которую страшный дедушка-латифундист отнес в цыганский табор, она там выросла писаной красавицей, в нее влюбился черноусый офицер, в которого параллельно влюбилась какая-то блондинка… Можно занять половину полосы в "КП" одним только пересказом сюжета. "Есения" - это, конечно, прототип сериалов вроде "Богатые тоже плачут" или "Дикой Розы", которые те же зрители с упоением смотрели по телевизору в 90-е.

На экраны пускали шесть голливудских картин в год

- Не было конкуренции между зарубежным кино и советским? 

- На свете есть одна кинематография, способная затоптать все остальные, - американская. Потому что в Голливуде разбираются во всех национальных особенностях и способны создать универсальную схему, понятную и близкую всем жителям планеты. У нас существовал лимит на американские фильмы: по сведениям киноведа Кирилла Разлогова, шесть картин в год. Максимум семь, если случалась важная встреча в верхах между руководством СССР и США… Все остальные кинематографии, даже любимая в СССР французская, сильной конкуренции нашему кино создать не могли. Людям все-таки интереснее смотреть про себя. Только универсальные мелодрамы все рвут.

- В названии упомянуто "Золото Маккены". Почему этот фильм особо выделен?

- Хотелось взять что-то наиболее характерное. Этот фильм был снят в 1969 году, у нас вышел в 1974-м. Это было время шквального прихода зарубежного кино на экран. В 1972-м главой Госкомитета кинематографии был назначен Филипп Ермаш - человек, которому страшную анафему с тех пор читают все либералы: якобы он был врагом авторского, интеллектуального кино. Действительно, его задача была поднять норму рентабельности, а не валандаться с создателями фильмов про то, как интеллигентный человек забился в угол и играет на гитаре. Именно Ермаш открыл шлюзы для отечественного жанрового кино. Только в 1980 году вышли "Пираты XX века", "Экипаж", "Москва слезам не верит", "Петровка, 38", "Приключения Али-Бабы и 40 разбойников" - каждый посмотрело больше 50 миллионов зрителей… А параллельно были сделаны новые назначения в "Совэкспортфильме", людям дали установку: "Покупайте что-нибудь легкое, жанровое!" 

И пошел вал популярного зарубежного кино.

Большие голливудские фильмы стоили дорого. Поэтому в наш прокат в основном выходили сравнительно низкобюджетные картины категории "Б". "Золото Маккены" - типичная "бэха", хотя ее снял мастеровитый режиссер Джей Ли Томпсон, и там играл Грегори Пек. В США она провалилась: популярность вестерна как жанра тогда стремительно падала. У нас ее смотрели все, эта картина для множества наших соотечественников стала окном в мир. Не говоря уж о том, что в пуританском американском кино, как и в советском, все-таки иногда разрешали показывать обнаженных женщин, плавающих в воде - считалось, что водяная размытость обеспечивает соблюдение приличий. И в "Золоте Маккены" индианка Хеш-Ке с ножом в зубах прыгает в воду и в течение целой минуты плавает в чем мать родила!.. Для нас это было довольно важным эпизодом.

Как из телесериалов сделать кинохит

- Вы пишете еще и о сериалах, которые в советском прокате выпускались под видом кинофильмов…

- Был такой фильм "Пираты Тихого океана" - редкостный по наглости случай, граничащий уже с какой-то уголовщиной. Изначально это был снятый в Румынии французский мини-сериал "Два года каникул" по роману Жюля Верна: про то, как подростков отправили в кругосветное путешествие, а они попали в плен к пиратам и пережили невероятные приключения. Постановщиком был Жиль Гранжье, но у нас в титрах им значился некто Николае Коржос - режиссер, следов которого не найти ни в одном справочнике. Потому что на самом деле это был румынский монтажер, который взял материал и подрезал его для кинопроката в соцстранах. Купили мы этот продукт за три копейки, а прибыль он принес огромную. Гранжье, скорее всего, и не узнал, что сделали с его сериалом…

- Часто фильмы резали в советском прокате?

- Конечно. На советские экраны выходили фильмы, из которых было вырезано 14 минут, 26 минут… Рекорд был поставлен на фильме 

"В Сантьяго идет дождь" о перевороте в Чили, из которого вырезали 40 минут экранного времени. Все думали, что из этих фильмов цензура убирает кадры с голыми женщинами. Но вообще-то в фильмах неодетые барышни и сейчас проводят в среднем от 2 до 15 секунд, а уж тогда… Конечно, неприличное отсекали, но такие купюры будут незаметны даже по хронометражу. 

В основном резали из коммерческих соображений. Фильм идет 90 минут, а в советском прокате - 72 минуты. Выходит он тиражом 800 копий. Умножим вырезанные 18 минут на 800: это ж какая огромная экономия пленки получается! А билет стоит все те же 45 копеек. Плюс за счет выкроенного времени можно устроить еще один дополнительный сеанс… Иногда фильмы от этого становились даже лучше. Все кадры с задумчивым молчанием и развевающимися на ветру волосами отправлялись в корзину. Французы, например, обожали автомобили: если герою Алена Делона нужно было куда-то поехать, во всех подробностях показывали, как он подходит к машине, открывает дверцу, садится, долго едет по автостраде, снятой с высоты птичьего полета… Все это очень легко вырезалось к чертовой матери.

Новости по теме: Кино СССР