Загрузить еще

Как в девяностые звезды зажигались

Как в девяностые звезды зажигались

Накануне Дня Независимости "КП" решила поразмышлять об украинском шоу-бизнесе, который начал возникать в 90-х как последствие обретения той самой независимости. Каким был тот шоу-бизнес и каким стал сегодня? Насколько за эти 25 лет изменились в нем правила игры? Рассказывают продюсеры и артисты, ставшие звездами с обретением страной независимости.

В девяностые Виктор Павлик часто выигрывал вокальные награды. А вручали их девушки-модели. Фото: Личный архив Виктора Павлика

Виктор ПАВЛИК: "Шоу-бизнес как был болотом, так им и остался"

- Глобально в украинском шоу-бизнесе за годы существования ничего не изменилось, ну, как в автопроме. В 90-х были одни машины, сейчас другие, посовременнее, да и только. Так и с песнями. Все относительно.

Я действительно пришел в шоу-бизнес и стал известным с независимостью Украины. Хотя карьера начиналась еще в 1986 году, когда мы в Тернопольской филармонии создали группу "Виатон", которая аккомпанировала Иво Бобулу. Затем была группа "Анна Мария", сольная карьера...

Эх, сколько артистов было хороших в начале девяностых на одном уровне самобытности со мной и куда-то делись. Помню, в 1995-м на год уехал за границу, возвращаюсь - а на сцене уже царят Ани Лорак, Эль Кравчук, Тая Повалий… А когда уезжал, о них и не слышал.

Сейчас уже в звездах дети, которые в 1991 году только родились, и вот уже они меня на сцене подвигают. Но молодняк есть очень интересный.

Что же касается правил шоу-бизнеса, то скажу так: наш шоу-бизнес как был болотом, так им и остался. Только все в разы жестче стало. Сейчас другой ритм, другое мышление, звук другой.

Фото: ЯНСОНС Оскар

Вадим КРАСНООКИЙ, группа Mad Heads: "Мы были неформалами…"

- В 90-х бизнеса вообще не было, тем более шоу. Было Министерство культуры и все его ведомства под руководством худсоветов. Ну и естественно, все принадлежало государству, где никто не имел никакой собственности, свободы творчества и свободы выбора. Но мы, Mad Hеads, выжили!

Мы были неформалами, собирались в квартирах, подвалах и на крышах домов, давая концерты для друзей. Потом начались первые фестивали в ужасных залах ДК, байкерские слеты под открытым небом, рок-клубы, пабы... И в итоге начался бизнес, а потом и шоу. 

Фото: ЯНСОНС Оскар

Анжелика РУДНИЦКАЯ, телеведущая, продюсер, певица: "Романтику сменили коммерческие схемы"

- В середине 90-х, когда мы основали "Территорию А" и вышли в эфир с первым в Украине телевизионным хит-парадом, шоу-бизнес был в зародыше. Госструктура концертов, гастролей, филармоний, к которым были "приписаны" артисты, развалилась, а ничего нового государство и не пыталось строить. Существовали два параллельных мира. Взрослые артисты с именами, званиями и связями работали по остаткам старой схемы, а параллельно формировалась новая волна украинской музыки и взаимоотношения между артистом и концертными организациями.

Появились продюсеры и продюсерские центры, которые брали на себя не только менеджерские функции, но и креативные. Они искали музыку, тексты, аранжировщиков, которые могли бы предложить не советские или постсоветские шаблоны, а что-то похожее на западные образцы с поправкой на украинскую ментальность.

Именно тогда в Украине появились такие понятия, как "шоу-бизнес", "продюсер", "клипмейкерство", "фан-клубы", "хит-парады". Ранее это все было для нас как нечто из фильма "Чужой". Все приходилось нащупывать вслепую. Учиться было не у кого. Информацию черпали где только могли.

Это был период романтизма, когда даже конкуренты помогали друг другу и делились опытом. Но самыми заметными были не те, кто занимал выжидательную позицию, а те, кто рисковал, шел напролом и вырабатывал новые правила игры, которые двигали вперед шоу-бизнес-машину.

Сегодня договариваться труднее, потому что в ШБ действуют не романтические отношения, а коммерчески выгодные схемы, существуют кланы, купли-продажи эфиров. Они начали формироваться раньше, но сейчас уровень коррупции в шоу-бизнесе совсем другой.

Сейчас гораздо прогрессивнее техническое обеспечение, коммуникации позволяют сводить треки в лучших студиях. Но гастрольная система, которую выстраивали в 90-х, снова развалилась во время дефолтов и кризисов.

Революция достоинства и война внесли свои коррективы в развитие шоу-бизнеса. Надеюсь, что в перспективе эти изменения проявятся в пользу украинской музыки. Пока это еще только процесс. Мы бесконечно строим и строим новое. И каждые 10 лет рассказываем, что до нас не было ничего и только сейчас все начинается. 

Первый состав "ВИА Гры": 15 лет назад Мейхер была Грановской и пела в дуэте с Аленой Винницкой. Фото: Архив группы "ВИА Гра

Надежда МЕЙХЕР: "Здесь нет правил - все пытаются заработать"

- Я никогда ни по каким правилам не играла. А когда была в составе группы "ВИА Гра", о правилах думали другие люди, а мы были гастролирующими артистами. Я как сольный исполнитель все-таки вне шоу-бизнеса. Мне не очень это интересно.

Вообще, мне кажется, правил здесь никаких нет. Все пытаются заработать. И под это уже писать песни.

А когда на первом месте реализация - это уже другое. У нас таких людей немного. Есть люди, которые пишут что-то действительно от души, но потом все равно продаются. 


Фото: ЯНСОНС Оскар

Юрий ФАЛЕСА, продюсер: "Знаменитыми становились транзитом через Россию"

- Как по мне, так при СССР по-настоящему украинской музыки было гораздо больше, чем сейчас. Теперь хоть и поют на украинском, но по сути это копирование чего-то. Единственные, кто наше аутентичное привнесли на Запад, это Нина Матвиенко, Руслана, "Пиккардийская терция"...

И я не могу сказать, что начиная с момента принятия независимости в нашей эстраде произошел подъем "украинского". За эти годы почти ничего не изменилось - все как "фотографировали" западную музыку, так и продолжают. Очень мало нормальных песен на украинском языке, нет украинского мышления. В стране на культуру денег не выделяют. Все убито. Авторов нет. Тот же Юрий Рыбчинский почти ничего не пишет. А жизнь сейчас вынуждает петь на украинском, но авторов мало - они еще должны родиться.

Вот все кричат, что "украинскому шоу-бизнесу" как и стране - 25 лет, а забывают, что все музыканты и команды, которые хорошо работали и работают в Украине, утверждались и возвращались к нам звездами уже из России: "Океан Ельзи", "ВВ", Потап и Настя, Ани Лорак, Иван Дорн - они засветились сначала там, а потом уже здесь. Да та же Джамала - к ней первая слава пришла после участия в российском конкурсе "Новая волна". Все, что нравилось там, становилось популярным здесь автоматом.

Сейчас ситуация все же меняется, появляются по-настоящему украинские артисты. Это плюс, но на их развитие нужны деньги, гастроли, чтобы зрители билеты покупали. Сегодня так-сяк раскрутить артиста - это 200 тысяч долларов плюс время.