28501
0
Загрузить еще

"Терминатор-5" vs "Ex Machinа": битва стволов против битвы разума

Фото: Фото: kinopoisk.ru

Мир изменился. Когда я был маленьким, а Шварценеггер молодым и страшным, мы все боялись всемирного заговора машин. Грозный "Скайнет" захватывал компьютерную сеть и запускал ракеты. Было страшно!

А сегодня мы в сортир ходим с планшетом, который давно захватила сразу банда монстров – от "Фейсбука" и "Одноклассников" до "Андроида" и "Виндоус". И ничуточки не боимся заговора компьютерных программ. Именно поэтому "старый, но не ржавый" "Терминатор-5" прогрохотал своими железками по экранам не вызвав никаких эмоций и не принеся суперприбылей. Поведенческая модель устарела.

Теперь нам, наоборот, жалко роботов и мы начинаем оберегать их от самих себя. Мы даже предвидим появление новой цивилизации, или эволюции разума от человеческого к машинному. И в новых научно-фантастических фильмах можно легко увидеть три главных тенденции (о самих фильмах – ниже, с трейлерами).

  1. Мы доверяем роботам уже намного больше, чем своим собратьям людям. Мы создаем, обучаем, любим и воспринимаем искусственный интеллект (ИИ) как часть нашей жизни. А если угодно – даже как новое эволюционное ответвление!
  2. Люди коварны и норовят убить слишком самостоятельных искусственных. Отныне: заговор среди людей и против машин.
  3. Когда машины решают дать хомо сапиенс сдачи во всех (!) фильмах удивительным образом игнорируются 3 закона робототехники. Те самые, где робот не может навредить человеку, не может действием или бездействием привести к нанесению вреда человеку и должен спасти себя, если это не противоречит первым двум пунктам. Это тоже говорит о том, что человечество ставит ИИ в один ряд с собой.

Таких ярких фильмов, где жертвы человеческого насилия – созданные нами же машины, за последний год вышло три. Коротко – о содержании каждого.

"Страховщик"

Роботы сбегают из города, где им созданы невыносимые условия для существования. Агент страховой компании (блестяще исполнено Антонио Бандерасом) отправляется на поиски, что бы исследовать "поломку", как страховой случай. И обнаруживает, что роботы сбежали сознательно, что роботы хотят жить отдельно от людей. И что они уже создают "маленького", то есть начинают воспроизводить сами себя.

"Робот по имени Чаппи"

Самый известный у нас блокбастер о тяжелой судьбе полицейского робота, которому внедрили продвинутый ИИ. Его бьют даже дети, потом заставляют идти на преступление бандиты. А в конце концов он тоже сбежит. И уже не один! В этом фильме россыпь прекрасных актеров: Хью Джекман, Сигурни Уивер и Дев Патель (подросший "миллионер из трущоб").

"Из машины"

И здесь побег! Но весьма изощренный. Ученый изобретает ИИ, и каждая новая модель робота все ближе и ближе к полному сознанию, аналогичному человеческому. Но как понять, что робот стал полноценной личностью, а не имитирует это? Для специальных тестов в закрытый подземный бункер приезжает молодой ученый талант (Донал Глисон, сын знаменитого ирландского актера Брендана Глисона). И кое для кого этот эксперимент закончится трагично.

Постскриптум. И все же – если мы начнем так сильно угнетать наших любимых роботов, как это показано в упомянутых фильмах, то они могут и обидится. И таки создать для вредных людишек нового Т-800, который будет, постреливая, приговаривать Айл би бэк….

Новости по теме: Кинопремьеры Кино