Загрузить еще

Актер Остап Ступка: «Столичный Пассаж появился благодаря шведскому кондитеру»

Актер Остап Ступка: «Столичный Пассаж появился благодаря шведскому кондитеру»
Фото: Реки в центре столицы...

Остап показал нам родное парадное, вспомнил, как бегал отсюда в школу на Лютеранской и встречал отца из Театра украинской драмы.

«НА ЗАНЬКОВЕЦКУЮ ПЕРЕЕХАЛИ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ СТАРШЕГО СЫНА ДМИТРИЯ»

- Мы сначала жили в доме на Крещатике, 27, рядом с бывшим парфюмерным магазином, - вспоминал Остап. - Но в 18 лет я стал папой, родился сын Дмитрий. Нужно было расширяться, и вся семья переехала сюда. Помню море коробок, мебели, страшную суматоху,  и все это на фоне громадного счастья от новой квартиры. Мама наняла рабочих, которые сновали под ногами, забивали гвозди, вешали полки… Она сразу познакомилась с соседями, чтобы знать, кто живет рядом, кто напротив. Так сразу стали осваивать новую территорию. Но здесь таких знаменитостей, как в нашем старом доме, уже не было. На Крещатике, 27, над нами жил народный артист Александр Рушковский, и в этом же доме - Юрий Лавров. Богдан Сильвестрович  познакомился с его сыном Кириллом, знаменитым на весь СССР артистом, чуть ли не в лифте, когда тот приезжал на похороны отца. На новом месте мы часто гуляли с Дмитрием в беседке около театра. Он вырос именно в этой квартире.

Остап вывел нас на соседнюю улицу Станиславского, чтобы спуститься в Пассаж, но оказалось, что весь асфальт залит потоками воды из прорвавшегося водопровода. Рядом гудели строители, ремонтируя фасад.

- У нас тут часто происходит подобное, - успокоил Остап, перепрыгнув через «реку». И тут мы услышали, что нас кто-то зовет. Возле салона красоты стояла мама Остапа - Лариса Ступка.

- Я вышла посмотреть, что тут твориться, - улыбнулась она и быстро разобралась с рабочими, нарушавшими покой обитателей квартала. А потом составила нам компанию по дороге в Пассаж. Мы немного посидели около памятника велосипеду, зашли в кофейню, и Лариса, сославшись на дела, направилась в сторону Крещатика. А Остап показал мне на второй этаж здания, где находилась квартира его школьного товарища. 

- Люблю кататься на велосипеде!

«В ПАССАЖЕ ПРОШЛИ ЛУЧШИЕ ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ»

- Мы часто ходили в Пассаж. Слушали на бобинном  магнитофоне музыку дома у друга. Тут же встречали Новый год. Если возникал вопрос, где проводить время, сразу все кричали: «У Макса!» Такое тут творили! Все школьные годы прошли здесь. В Пассаже очень уютно. И квартиры тут шикарные - с высокими потолками, просторные...

Плохо, что сейчас все заставлено машинами.

- Одеваешься в магазинах Пассажа?

- Нет, тут очень дорого. А вот здешние кафе люблю. Особенно «Мокко», хотя цены кусаются. Зато вкусно готовят. Жена Ира больше любит итальянскую кофейню, а мама - французскую. Так что мы можем сидеть везде.

- На Крещатике гуляете?

- Нет, стараемся выбираться в парк. Здесь очень много людей. Но я перед нашей прогулкой поинтересовался историей киевского Пассажа, и оказалось, что его построил кондитер из Швейцарии Мартин Штифлер, принявший российское подданство. Он купил тут усадьбу с садом, которая выходила на Крещатик, и стал строить дома. Прямо на Крещатик смотрело здание с двумя магазинами. Потом эти постройки выросли в трехэтажные с двумя крыльями, протянувшимися вглубь усадьбы. Через тридцать лет над ними поднялся уже четвертый этаж, и к концу XIX века Штифлер застроил зданиями треть своей усадьбы. А спустя несколько лет он запланировал образовавшееся П-подобное строение под торговый центр нового типа - пассаж. Так в старину называли крытые улицы магазинов, которые появились вместо рыночной торговли в больших городах. Через двор усадьбы хозяин планировал проложить улицу, которая выходила бы на Меринговскую - бывшее название Заньковецкой. Однако этот  проект до ума не довели. В начале ХХ века усадьбу Штифлера купило страховое агентство «Россия», чтобы построить на Крещатике собственный торговый дом в виде сквозного пассажа. Перед его строительством летом 1913 года все прежние постройки снесли, а новое сооружение сделали пятиэтажным. И с 1915 года тут забурлила жизнь. Внизу на первом этаже находились административные учреждения: банки, общества разные, мелкие конторы. Тут же открылся знаменитый кинотеатр «Экспресс» с киностудией Шанцлера, были и крутые магазины, как сейчас. О Пассаже говорили, что его обитатели могли бы населить целый поселок. И все были в восторге от модели улицы и одновременно дома. Это создавало иллюзию отдельного города с собственным уютным пространством. Думаю, эта атмосфера сохранилась здесь и сегодня.

Мы с Остапом прошли через весь Пассаж и вышли на центральную улицу. Из кофеен долетал аромат дорогого кофе, а встречные прохожие облизывали стаканчики с мороженым.

- Обожаю мороженое, особенно в такую жару, - поделился Остап, и мы присели на скамейку, чтобы подкрепиться холодным лакомством.


Встреча с мамой была незапланированной, но приятной.

«ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД НА КРЕЩАТИКЕ СТОЯЛИ МАЗАНКИ И ВИНОКУРНИ»

- Сложно представить, но триста лет назад тут был пустырь, - показал в сторону Крещатика актер. - С XVIII века здесь поселились монастырские люди и открыли шинки и пивоварни. Да-да, именно им русская царица даровала такое право!

Крещатый яр вмиг застроили куренями и мазанками. В начале XIX века появился аптекарь Эйсман, который построил первые каменные здания. Благодаря этому торговцы с Печерска и Подола постепенно перебирались на новую улицу. Позже стали открываться банки, конторы и гостиницы. Так прежняя винокуренная слобода превратилась в шикарную европейскую улицу. Свой современный вид Крещатик приобрел только в середине XIX века: местные торговцы хотели во всем походить на столичных и устраивали громадные витрины с зеркальным сплошным стеклом, где прохожие могли рассмотреть безделушки, модную одежду, изделия из золота. Торговля была настолько бойкой, что Крещатика уже не хватало, и магазины поползли дальше - на улицу Большую Васильковскую. Там можно было купить то же, что и на Крещатике, но гораздо дешевле. Ну просто как и у нас сегодня! В Европе тогда бушевала мода именно на прогулки в пассажах, которые заканчивались в кофейнях. Так что сегодня Крещатик стал правопреемником той буржуазной жизни: по всей улице бутики, кофейни и рестораны. А вот книжный магазин «Мистецтво» и «Ноты» отсюда выжили. А я очень любил заходить туда - полистать монографию моего любимого Сальвадора Дали, поинтересоваться новинками. Тут когда-то и антикварный был, но все смыла эпоха гламура!

Остап на минутку задумался и вдруг вспомнил:

- По Крещатику очень любили погулять известные киевляне. Классно написал Виктор Некрасов в «Городских прогулках»: «Милый, милый Киев! Как соскучился я по твоим широким улицам, по твоим каштанам, по желтому кирпичу твоих домов, темно-красным колоннам университета... Как я люблю твои откосы днепровские! Зимой мы катались там на лыжах, летом лежали на траве, считая звезды и прислушиваясь к ленивым гудкам ночных пароходов... А потом возвращались по затихшему, с погасшими уже огнями Крещатику и пугали дремлющих в подворотнях сторожей, закутанных даже летом в мохнатые тулупы...» Про рестораны в Пассаже вспоминал и дирижер Александр Кошиц: «Они были скромны по ценам, но очень пристойные. Любил и я с друзьями зайти в одно из этих мест и съесть хорошие пожарские или отбивные котлеты, выпить бутылку-другую пива и поговорить вволю».

- Ну все, бегу домой, нужно забирать дочку из летнего лагеря, - бросил на прощание Ступка-младший и скрылся в Пассаже.

СПРАВКА «КП» 

Остап Богданович СТУПКА родился во Львове. Окончил актерский факультет Киевского театрального института. Ведущий актер Театра украинской драмы. Народный артист Украины. Хобби: филателия, чтение, музыка. Трижды был женат, отец троих детей - Дмитрия, Устины и Богдана.